18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
Сложность и многогранность понятия «социализация». Понятие социализация, будучи одним из важнейших в социальной педагогике, не имеет однозначного определения. Это процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Социализация – это процесс и результат, весь вклад всех социальных институтов (семьи, государства, общества, школы и др.) в развитие личности человека. Социальный процесс - это стихийный и сознательно организованный, целенаправленный, закономерный и планомерный процесс вхождения в социум. Необходимо отметить взаимосвязь основных категорий социальной педагогики с категориями общечеловеческих ценностей: таких, как, общение, культура, социум, среда и др. Существует два подхода - субъект-объектный и субъект-субъектный в трактовке процесса социализации. Это влияние на социализацию личности объективных и субъективных факторов социализации на его процесс. Сущность процесса социализации в адаптации, интеграции, персонификации и самореализации личности. Этапы социализации. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592— 1670). Воспитание должно строиться по «ступеням возраста». После Я. А. Коменского педагоги по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского. Рассмотрим устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в педагогике. 1. О рождения до 3 лет, младенческий возраст. Этот первый период жизни Пиаже назвал «сенсомоторной стадией», за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. 2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения. Ребенок может сам рассказать сказку, предварительно все обдумав. Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть продолжительной. Он умеет держаться на людях, следует наставлениям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: «плохой мальчик» или «хороший». 3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, оставив семью, ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря. 4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер. 5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия. Существует и такая периодизация возрастного развития личности. Это: младенчество — до 1 года, раннее детство — до 3 лет, дошкольной детство — от 3 до 7 лет, школьное детство — от 6—7 до 10 лет, отрочество — от 10 до 15 лет, юность ранняя — 15—17 лет, юность — 17—21 год, молодость — 21—28 лет, зрелость — 28—60 лет, пожилой возраст — 60—75 лет, старость — 75—90 лет, долгожители — от 90 лет. Школьный возраст делится на следующие периоды: младший школьник — I—IV классы, средние классы — V—VIII классы, старшеклассник — IX—XI классы. Факторы социализации (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы). В переводе с латинского factor - делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Выделяются три фактора; развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития. В классификации В. Мудрика – мега, макро, мезо, микро факторы. Они классифицируются по масштабу влияния на количество людей. Мегафакторы социализации: космос, планета, мировая экономика, политика, влияют на всех людей планеты, континента.. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию: страна, этнос, общество, государство. Их влияние распространяется на людей, живущих на территории государства, страны, республики. Это природные условия, политика, экономика, СМИ и коммуникации, культура. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию личности: регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения (сельские поселения, город, малый город, посёлок, муниципальная система социального воспитания). Характеристика микрофакторов социализации: определяет семья и семейное воспитание, ДОУ, школа, личность учителя или сверстника, соседство, группа, коллектив, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации и социальное воспитание. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание. Агенты социализации. Это общество, государство, коллектив, группа, учителя, воспитатели, родители, средства массовой коммуникации, СМИ. Средства и механизмы социализации. Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или (душевную боль). Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный механизм действует на всем протяжении развития личности. Использование механизма самоограничения во многих жизненных ситуациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицательным последствиям в личностном развитии. В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Следующий механизм социализации - эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания. Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений. Социально-психологические механизмы социализации - импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия. Характеристика социально-педагогических механизмов социализации раскрыта в содержании деятельности традиционных механизмов социализации - институциональный механизм социализации (государство, общественность, семья, ДОУ, школа), стилизованный механизм социализации (стиль, направленность, принципы жизни), межличностный механизм социализации (влияние близкого окружения на взгляды, ценности, направленность). Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массовой коммуникации (мультфильмы). Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства. Сегодня психологи констатируют, что у современных школьников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология».
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.