logo search
межкультурная толерантность младших школьников

2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников

На формирующем этапе эксперимента была определена программа развития межкультурной толерантности у младших школьников.

На формирование межэтнической культуры межнациональных отношений должны быть направлены усилия всех: родителей, воспитателей и учителей, на долю которых выпадает обязанность руководить в указанном направлении воспитанием от первых дней жизни ребенка.

Целесообразным явилась организация систематической и планомерной работы по формированию межэтнической культуры межнациональных отношений младших школьников через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической культуры межнациональных отношений, а именно:

– дающими знания детям о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке различных народов;

– способствующих возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;

– позволяющим формировать у младших школьников навыки общения с людьми другой национальности, умение пользоваться ими в своей практической деятельности.

Работа по формированию межэтнической культуры межнациональных отношений у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей.

“Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей...” [2, с. 108].

По словам Яна Амоса Каменского “какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто...” [5, с. 23].

И учитель, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо результатов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Как отмечает Макаренко А.С. “хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно “перевоспитывать” родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников” [3, с. 12].

Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет учитель начальных классов.

Если между учителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Именно такие доверительные отношения должны устанавливаться в работе учителя с родителями при формировании межэтнической культуры межнациональных отношений у детей.

Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической культуры межнациональных отношений, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.

Предлагаю структуру организации внеклассной работы с младшими школьниками.

Учитель начальных классов (работа с родителями)

Учитель начальных классов (работа с детьми и родителями)

Рисунок 3 - Структура организации внеклассной работы  с младшими школьниками и их родителями.

Таблица 3

Календарно-тематический план работы с родителями

Дата

Форма работы

Тема

Ответственные

Октябрь

Педагогический лекторий

Культура межнациональных отношений, что это?

Учитель

Октябрь

Родительское собрание

Круглый стол

Учитель

Ноябрь

Педагогический лекторий

Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня...

Учитель

Декабрь

Родительское собрание

Законы жизни семьи, законы жизни класса

Учитель

Январь

Педагогический лекторий

Значение семейных традиций и обычаев в формировании у ребенка

межэтнической культуры межнациональных отношений

Учитель

Февраль

Родительское

собрание

Как научить ребенка жить в многонациональном мире людей. Уроки этики и поведения для детей и родителей.

Учитель

Март

Педагогический

лекторий

Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к другим культурам, обычаям, традициям.

Учитель

Таблица 4

Календарно-тематический план работы с детьми

Дата

Форма работы

Тема

Ответственные

Октябрь

Секция «Политинформаторы»

Неделя русской культуры

Родители

Октябрь

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

Ноябрь

Кружок

“Художественная мастерская”

“ 0чумелые ручки ”

Неделя культуры народов Кавказа

Родители

Декабрь

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

Январь

Секция «Центр кулинарии»

Неделя русской народной кухни

Родители

Февраль

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

Март

Секция «Центр кулинарии»

Неделя кухни народов Кавказа

Родители

Октябрь

Мероприятие

тематической недели

учитель, родители,

дети

Октябрь

Сексция «Затейники»

Международный фестиваль

Учитель, родители,

дети

Культура межнациональных отношений как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищенным группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений. Всё это представляет угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях, и являются препятствием на пути развития.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной культуры межнациональных отношений, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.