18.Основные концепции психологии обучения.
Психологическая сущность программированного обучения. Начало 20 века ознаменовалось бурным ростом всех сфер производства и стремительным развитием науки. Образование стало перед сложной задачей: разработка новых методов преподавания и активизация процесса обучения, которые позволяли бы усваивать значительно больше объема знаний и в большей мере развивать способности. Программированное обучение сформировалось на основе идей бихевиоризма, - крупного психологического направления, основанного амер психологом Уотсном. Предметом психологии бихевиористы считали поведение животного или человека, которые описывались схемой стимул-реакция. Подбирая нужные стимулы, можно управлять поведением. В 60-е годы было положено начало разработке концепции программированного обучения. По ее условиям овладение новыми знаниями осуществляется с помощью обучающего устройства (программированного учебника, специальной обучающей машины или ЭВМ). Сущность концепции заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. В настоящее время на ее основе идет активная разработка компьютерных обучающих технологий. Эти идеи стали основополагающими для развития теории программированного обучения, цель которого состояла в повышении эффективности управления процессом учения. Программированное обучение сформировалось в сер 20 века. В его развитие большой вклад внесли Скиннер, Краудер. Из отечественных психологов Беспалько и Никандров. Процесс обучения рассматривался как предъявление, переработка и усвоение инфо. Обучающие программы включали как содержание учебного материала, так и управление процессом его развития и усвоения. Программирование состояло в выделении частей и характеристик учебного материала в точном определении последовательности операций по переработке инфо и системы реакции, которую учитель хочет получить от учащихся. Принципы программированного обучения индивидуализация обучения; напряжение потребности (закон готовности); смежность и повторяемость стимулов и реакций, закон, упражнение; обратная связь; контроль и подкрепление удачных реакций; закон эффекта.
Программированное обучение решает две задачи- получение правильной внешней реакции и ее закрепление. Недостатки: основные законы оперантного поведения, перенесенные на человека, были изучены бихевиористами на животных; не обеспечивается в должной мере развития творческого мышления; отмечается нежелательный эффект машинизации обучения.
В конце 80-х гг. XX века коллективом военных педагогов разработана и реализована в образовательных учреждениях концепция проблемно-деятельностного обучения. Среди ее достоинств выделяются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, теории поэтапного формирования умственных действий, концепции проблемного обучения, а также определение взаимосвязанных требований как к деятельности обучаемых, так и к деятельности обучающих. В содержательном плане она опирается на два принципа, в соответствии с которыми организуется учебный процесс. Во-первых, это принцип активно-деятельностного развития личности в процессе обучения, а во-вторых – принцип проблемности. Как показывает анализ, рассматриваемая концепция нашла широкое применение в учебном процессе современной отечественной школы различных уровней.
В современных условиях активно разрабатываются и другие концепции обучения. Среди них, прежде всего, выделяются так называемые ультрапедагогические: суггестопедия (кибернетико-суггестопедия) - обучение средствами внушения; гипнопедия - обучение в состоянии гипнотического сна; фармакопедия - обучение с применением фармацевтических средств и др. Их применение, в частности при изучении иностранных языков и некоторых специальных дисциплин, показало неплохие результаты, но достаточного распространения пока еще не получило.
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.