Оценка качества письма
Вид ошибки | Обозначение | Весовое значение ошибки |
1 | ~ | 0.05 |
2 | ? | 0.10 |
3 | v | 0.15 |
4 | = | 0.20 |
5 | х | 0.50 |
2. Проверка завершается суммированием ошибок: на листе контроля следует указать количество каждого вида. Отсутствие ошибок определенного вида отмечается прочерком. Результаты проверки заносят в протокол занятия.
3. Дальнейшая обработка результатов включает расчет:
скорости письма по формуле V=0/t, где 0 - объем тестового текста в словах, t - время переписывания в минутах;
коэффициента качества письма, определяемого на основе специальной таблицы (Оценки качества письма) следующим образом: абсолютно точное переписывание без единой ошибки или описки приравнивается к весовому значению 1,0; при наличии ошибок коэффициент точности (К) снижается на определенную долю весового значения;
продуктивность письма (Р) путем умножения показателя скорости на коэффициент качества.
Результаты испытания в группе представляются в виде средних показателей - скорости письма, коэффициента качества и продуктивности.
Выводы об уровне развития:
V уровень (высокий) - продуктивность письменной речи = от 10 до 12,50 (10,40- 13) баллов;
IV уровень (выше среднего) - продуктивность письменной речи = от 7,50 до 9,99 (7,80- 10,39)баллов;
III уровень (средний) - продуктивность письменной речи = от 5 до 7,49 (5,20 - 7,79)баллов;
II уровень (ниже среднего) - продуктивность письменной речи = от 2,50 до 4,99 (2,60-5,19)баллов;
I уровень (низкий) - продуктивность письменной речи = от 0 до 2,49 (0 -2,59) баллов.
«Сюжетная картинка» разработана Л.И. Вансовской.
Цель: исследование психологического и лингвистического уровня письма; выявление возможности создания замысла и реализации языковых средств.
Материал: сюжетная картинка.
Инструкция. Опиши содержание картинки за 5 - 10 минут.
Оценка результатов: для определения уровня развития письменной речи на основе данной методики была предложена шкала «оценивания способности младшего школьника умения лексически и грамматически правильного письма, умения связно письменно излагать и самостоятельно сочинять текст».
Для удобства интерпретации шкала разделена на 5 оценочных уровней.
Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.
В основу данных оценочных уровней были положены следующие признаки:
скорость придумывания сочинения;
развернутость придуманного сочинения;
связность написанного сочинения (соскальзывание на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки, неправильное грамматическое построение фраз, отсутствие связи в высказываниях, неадекватность, непонимание сюжета и его замысла);
ошибки в лексике (наличие парафазии - замены звонких-глухих, твердых-мягких, шипящих-свистящих; несформированность схем речи - пропуски, перестановки букв, недописывание, повторение частей слов, нарушение членения фраз на слова; замена букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования; замена букв на основе графического сходства; повтор букв и их элементов, например Ш вместо И);
наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
По каждому из названных признаков сочинение может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если младшему школьнику удалось придумать и написать сочинение не более чем за 5 минут. 1 балл ставится тогда, когда на придумывание и написание его ушло от 5 до 10 минут. 0 баллов поданному признаку ставится, если учащийся за 10 минут так и не смог ничего придумать.
Развернутость придуманного сочинения (второй признак) оценивается так. Если сюжет сочинения необычен, оригинален, состоит из нескольких развернутых предложений, то это сочинение получает 2 балла. Если сочинение составлено из нескольких простых предложений, небогатых описаниями и разнообразием образов, использованных в сочинении, то оно получает 1 балл. Наконец, если сюжет сочинения состоит из 1-, 2-, 3-х предложений, простых, фрагментарных, возможно заученных когда-то ранее штампов, то ученик за такое сочинение получает 0 баллов.
По критерию «связность написанного сочинения» оценку в 2 балла сочинение может получить лишь тогда, когда в нем имеется полное соответствие сюжету картинки, все предложения и фразы построены грамматически верно и связны между собой, не наблюдается соскальзывания на побочные ассоциации. Оценка в 1 балл ставится, если сочинение соответствует сюжету картинки, предложения связаны между собой, но наблюдается неправильное грамматическое построение фраз, возможно соскальзывание на побочные ассоциации. 0 баллов ставится, если в нем младший школьник соскальзывает на побочные ассоциации, сочинение не соответствует сюжету картинки, фразы построены грамматически неправильно, отсутствуют связи в высказываниях, испытуемый не понимает сюжета и его замысла.
При оценивании лексической стороны в сочинении, 2 балла ставится, если испытуемый лексически верно написал сочинение, за исключением 1 - 2 незначительных описок. Оценка 1 балл ставится, если школьник допускает небольшое количество лексических ошибок, то есть он может пропускать, переставлять, недописывать в отдельных случаях буквы, повторять части слов, заменять буквы, обозначающие звуки, близкие по месту и способу образования; заменяет буквы на основе графического сходства; может повторять буквы и их элементы, но количество подобных ошибок не должно превышать 3-4 штук. Наконец, 0 баллов ставится, если учащийся допускает множество ошибок в лексике (заменяет звонкие-глухие, твердые-мягкие, шипящие-свистящие звуки; пропускает, переставляет, недописывает буквы, повторяет части слов, заменяет буквы, обозначающие звуки, близкие по месту и способу образования; заменяет буквы на основе графического сходства; может повторять буквы и их элементы, например Ш вместо И).
Наличие орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении оценивается так. Если младший школьник не допустил ошибок, либо допустил 1 пунктуационную или орфографическую ошибку, то сочинение получает высшую оценку - 2 балла. Если испытуемый допустил от 2 до 4 орфографических и пунктуационных ошибок в сумме, то за сочинение ставится оценка в 1 балл. Наконец, если учащийся допускает множество орфографических ошибок и не соблюдает написание знаков пунктуации, то ставится оценка 0 баллов.
Выводы об уровне развития:
V уровень - высокий (10 баллов);
IV уровень - выше среднего (8-9 баллов);
III уровень - средний (4-7 баллов);
II уровень - ниже среднего (2-3 балла);
I уровень - низкий (0 - 1 балл).
Для определения количественного анализа по результатам предложенных методик, нами была выделена шкала общего уровня развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости:
Высокий уровень - 10-23 балла.
Выше среднего уровень - 8 -10 баллов.
Средний уровень - 5-8 баллов.
Ниже среднего уровень - 2-5 баллов.
Низкий уровень - менее 2 баллов.
На основе проведенных диагностических методик нами была разработана и предложена специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа осуществлялась комплексным методом (на уроках русского языка (Приложение 3), на внеклассных занятиях (Приложение 4), с родителями дома (Приложение 5) и подчиняется основному дидактическому принципу системности и последовательности.
Объем занятий определялся в соответствии с учетом нарушенного внимания, слабой устойчивости внимания к заданию, отвлекаемости и быстрой утомляемости, а также невозможностью длительного сосредоточения на одном и том же задании. Обязательным условием являлось проведение физминутки. Содержание занятия определялось знанием потенциальных возможностей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, соблюдением специфики работы с такими учащимися (дозированное преподнесение материала, частая смена видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой).
На уроках давались такие задания и упражнения по развитию письменной речи, как:
списывание слов, фраз, предложений, текстов;
написание диктантов, в том числе и словарных;
написание сочинений, изложений, составление устных рассказов;
самостоятельная работа со словами и текстами;
работа с правилами;
разбор слов, предложений по составу;
склонение по лицам, числам, падежам;
упражнения в правописании частей речи.
Проводилась групповая и индивидуальная (при необходимости) работа с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости на развитие письменной речи (лексической, грамматической, синтаксической ее сторон, связности письменной речи).
- «Оренбургский государственный педагогический университет»
- Медведева Марина Викторовна формирование письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования письменной речи в младшем школьном возрасте
- 1.1. Понятие речи. Особенности речевого развития младших школьников
- 1.2. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- 1.3. Особенности формирования письменной речи младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Экспериментальное изучение формирования письменной речи в младшем школьном
- 2.1. Организация и методы исследования
- Оценка качества письма
- 2.2. Изучение развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- 2.3. Анализ эффективности коррекционно – развивающей работы развития письменной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список использованной литературы
- Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий
- Правила библиографического описания статей из газет, журналов
- Автореферат
- Приложения Содержание
- Структура урока русского языка
- Материал к методике № 1 «Оценка умений письменной речи у школьников средних и старших классов» разработанной Засориной л.Н. Тексты для переписывания
- Рекомендации для родителей по развитию письменной речи младших школьников (4 класс)
- Уважаемые родители!
- Итоговая диагностика уровня развития письменной речи как формы речевой деятельности у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (по Засориной л.В.)