logo search
Министерство образования и науки

2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения особенностей профессиональной направленности был использован опросник Климова.

Результаты дифференциально-диагностического опросника (ДДО-М) Е.А.Климова.

Таблица 1.1.

Типы профессий

Ч – П

Ч – Т

Ч – Ч

Ч – З

Ч – Х

Количество учащихся,

2

4

11

3

5

Гистограмма профессиональных интересов учащихся 11 «В» класса.

Согласно полученным результатам испытуемых можно разделить на пять групп профессиональной направленности.

К первой группе относятся учащиеся (8 %) с профессиональной ориентацией по типу «Человек – Природа» по ДДО Е.А.Климова. Для этих старшеклассников главный, ведущий предмет труда – природа. Профессии: эколог, агроном, зоотехник, ветеринар, эпидемиолог и др.

Вторую группу составили учащиеся (16 %) профессиональные ориентации которых соответствуют типу «Человек – Техника», согласно опроснику Климова. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.

В третью группу вошли учащиеся (44%), относящиеся к типу «Человек – Человек», согласно опроснику Е. А. Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.

К четвертой группе (12% учащихся) относятся молодые люди, предпочитающие профессии типа «Человек – Знаковая система», по ДДО Климова. Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п.

В пятую группу вошли старшеклассники (20 %), для которых наиболее подходящим типом профессий, по опроснику Е. А. Климова являются профессии типа «Человек – Художественный образ». Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.

Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича. Доминирующими ценностями признавались ценности, занимающие места с первого по третье, включительно.

Исследование ценностные ориентации учеников 11 «В» класса позволило выявить следующие особенности.

Доминирующие терминальные ценности.

Таблица 2. 1.

Терминальная ценность

Кол-во выборов

Активная деятельная жизнь

20

Жизненная мудрость

21

Здоровье

20

Интересная работа

18

Красота природы и искусства

15

Любовь

18

Материально обеспеченная жизнь

16

Наличие хороших и верных друзей

20

Общественное признание

17

Познание

13

Продуктивная жизнь

18

Развитие

16

Свобода

21

Счастливая семейная жизнь

20

Счастье других

10

Творчество

18

Уверенность в себе

21

Удовольствия

10

Гистограмма распределения терминальных ценностей.

Согласно проведенному исследованию, доминирующими терминальными ценностями для данной выборки являются: жизненная мудрость (7%), свобода (7%), уверенность в себе (7%).

Далее идут: активная деятельная жизнь (6%), здоровье (6%), наличие хороших и верных друзей (6%), счастливая семейная жизнь (6%), интересная работа (6%), продуктивная жизнь (6%), творчество (6%), любовь (6%).

Затем: общественное признание (5%), развитие (5%), материально обеспеченная жизнь (5%), красота природы и искусства (5%)

Последние места в списке занимают: познание (4%); затем – счастье других (3%), удовольствия (3%).

Доминирующие инструментальные ценности.

Таблица 2. 2.

Инструментальные ценности

Кол-во выборов

Аккуратность

13

Воспитанность

14

Высокие запросы

16

Жизнерадостность

16

Исполнительность

17

Независимость

22

Непримиримость к недостаткам

14

Образованность

21

Ответственность

20

Рационализм

18

Самоконтроль

19

Смелость в отстаивании мнения

20

Чуткость (заботливость)

20

Терпимость

17

Широта взглядов

23

Твердая воля

21

Честность

14

Эффективность в делах

15

Гистограмма распределения инструментальных ценностей.

Из полученных данных следует, что доминирующей инструментальной ценностью является широта взглядов (7%). Затем – независимость (7%).

Следующими по количеству выборов являются: ответственность (6%), смелость в отстаивании собственного мнения (6%), чуткость (6%).

Далее расположены такие ценности, как: самоконтроль (6%), рационализм (6%); затем – исполнительность (5%), терпимость (5%).

Следующими по количеству выборов были: высокие запросы (5%), жизнерадостность (5%), эффективность в делах (5%).

Наименьшее количество выборов было у таких ценностей как: воспитанность (4%), нетерпимость к чужим недостаткам (4%), честность (4%); затем – аккуратность (4%).

Исследование ценностные ориентации во взаимосвязи с типами профессиональной направленности позволило выявить следующие особенности.

Соотношение терминальных ценностей с типами профессиональной направленности.

Таблица 3. 1.

Ценность

Ч – П

Ч – Т

Ч – Ч

Ч – З

Ч – Х

Активная деятельная жизнь

1

3

9

3

4

Жизненная мудрость

1

4

10

3

3

Здоровье

2

2

11

2

3

Интересная работа

1

4

6

3

4

Красота природы и искусства

2

0

8

0

5

Любовь

1

1

11

1

4

Материально обеспеченная жизнь

0

4

7

3

2

Наличие хороших и верных друзей

2

1

11

2

4

Общественное признание

0

3

8

3

3

Познание

0

0

5

3

5

Продуктивная жизнь

1

3

7

3

4

Развитие

2

2

6

3

3

Свобода

2

2

10

2

5

Счастливая семейная жизнь

2

2

11

1

4

Счастье других

0

0

7

0

3

Творчество

0

1

10

2

5

Уверенность в себе

1

4

11

3

2

Удовольствия

1

1

5

2

1

Гистограмма доминирующих терминальных ценностей по типам профессиональной направленности.

В ходе исследований было установлено, что:

- в группе профессиональной направленности «Человек – Природа» преобладают такие ценности как – семейная жизнь (11%), свобода (11%), развитие (11%), наличие верных друзей (11%), красота природы и искусства (11%), здоровье (11%).

На втором месте – активная жизнь (5%), жизненная мудрость (5%), интересная работа (5%), любовь (5%), продуктивная жизнь (5%), уверенность в себе (5%), удовольствия (5%).

Такие ценности, как обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, счастье других, творчество не были выбраны ни разу.

- в группе профессиональной направленности «Человек – Техника» доминируют следующие ценности: жизненная мудрость (11%), интересная работа (11%), материально обеспеченная жизнь (11%), уверенность в себе (11%).

На втором месте находятся такие ценности, как активная деятельная жизнь (8%), продуктивная жизнь (8%), общественное признание (8%).

Следующими по значимости ценностями являются – здоровье (5%), развитие (5%), свобода (5%), семейная жизнь (5%).

Затем идут: любовь (3%), наличие верных друзей (3%), творчество (3%) и удовольствия (3%).

На последнем месте по значимости находятся красота природы и искусства (0%), познание (0%) и счастье других (0%).

- в группе «Человек – Человек» доминирующими являются следующие ценности: здоровье, любовь, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе – эти ценности выбрали 7% опрошенных. На втором месте находятся такие ценности, как жизненная мудрость, свобода и творчество – данные ценности признали доминирующими 7% опрошенных. Далее идут такие ценности, как активная деятельная жизнь (6%), красота природы и искусства (5%), общественное признание (5%), обеспеченная жизнь (5%), продуктивная жизнь (5%), счастье других людей (5%). И наименее значимыми оказались такие ценности, как интересная работа (4%), развитие (4%), познание (3%), удовольствия (3%).

- в группе «Человек – Знаковая система» преобладают такие ценности: активная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие – эти ценности выбрали 8% учащихся.

Следующими по значимости являются: здоровье, наличие верных друзей, свобода – эти ценности были выбраны 5 % опрошенных. Любовь, счастливую семейную жизнь и творчество выбрали 3% опрошенных.

Такие ценности, как красота природы и искусства не были выбраны ни разу.

- в группе «Человек – Художественный образ» ведущими являются следующие ценности: красота природы и искусства, познание, свобода и творчество, их выбрали 8% опрошенных.

Вторыми по значимости являются – активная деятельная жизнь, интересная работа, любовь, наличие хороших друзей, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, их выбрали 6% опрошенных.

Далее идут: здоровье, жизненная мудрость, общественное признание, развитие, счастье других, данные ценности выбрали 5% орошенных.

Наименее значимыми ценностями для данной группы являются – материально обеспеченная жизнь (3%), уверенность в себе (3%), удовольствия (2%).

Соотношение инструментальных ценностей с типами профессиональной направленности.

Таблица 3. 2.

Ценность

Ч – П

Ч – Т

Ч – Ч

Ч – З

Ч – Х

Аккуратность

0

3

5

3

2

Воспитанность

1

2

7

1

3

Высокие запросы

0

4

6

3

3

Жизнерадостность

2

1

9

0

4

Исполнительность

1

3

6

3

4

Независимость

2

3

10

2

5

Непримиримость к недостаткам

0

4

5

3

2

Образованность

1

4

10

3

3

Ответственность

2

4

9

3

2

Рационализм

0

4

8

3

3

Самоконтроль

2

4

9

2

2

Смелость в отстаивании мнения

1

3

9

2

5

Чуткость (заботливость)

2

2

11

1

4

Терпимость

2

1

11

0

3

Широта взглядов

1

4

10

3

5

Твердая воля

2

4

9

2

4

Честность

1

2

7

1

3

Эффективность в делах

1

3

4

3

4

Гистограмма доминирующих инструментальных ценностей по типам профессиональной направленности.

В ходе исследований было установлено, что:

- в группе профессиональной направленности «Человек – Природа» преобладают такие ценности как – жизнерадостность, независимость, ответственность, самоконтроль, чуткость, терпимость, твердая воля – эти ценности выбрали 10 % опрошенных.

Далее следуют воспитанность, исполнительность, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов, честность, эффективность в делах – эти ценности выбрали 5 % опрошенных.

Такие ценности, как аккуратность, высокие запросы, непримиримость к чужим недостаткам, рационализм не были выбраны ни разу.

- в группе профессиональной направленности «Человек – Техника» доминируют следующие ценности: высокие запросы, непримиримость к чужим недостаткам, образованность, рационализм, образованность, ответственность, самоконтроль – эти ценности были выбраны 7 % опрошенных. Следующими по значимости являются – аккуратность, исполнительность, независимость, эффективность в делах, их выбрали 5% опрошенных. Далее идут: воспитанность, чуткость и честность (4% опрошенных). Наименее значимыми являются такие ценности, как жизнерадостность и терпимость, их выбрали 2% опрошенных.

- в группе «Человек – Человек» доминирующими являются следующие ценности: чуткость и терпимость (8% опрошенных).

Следующими по значимости являются – независимость, образованность, широта взглядов, их определили, как доминирующие 7% участников опроса. Далее идут – жизнерадостность, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, их выбрали 6% опрошенных, а так же рационализм (6%). Следующими по значимости идут: воспитанность (5%), честность (5%).

Высокие запросы и исполнительность выбрали 4% опрошенных.

Предпоследнее место по значимости занимают такие ценности, как аккуратность и нетерпимость к чужим недостаткам 3% опрошенных.

Наименее значимой ценностью является эффективность в делах – 3 % опрошенных.

- в группе «Человек – Знаковая система» преобладают такие ценности: аккуратность, высокие запросы, ответственность, нетерпимость к чужим недостаткам, исполнительность, образованность, рационализм, эффективность в делах, широта взглядов – их определили, как доминирующие 8% респонденотов.

Далее идут такие ценности, как независимость, самоконтроль, честность, твердая воля, смелость в отстаивании собственного мнения – их выбрали 5% респонденотов.

Следующими по значимости являются – воспитанность и чуткость (3% опрошенных).

Наименее значимыми инструментальными ценностями являются жизнерадостность и терпимость. Их не выбрали как доминирующие ни один человек.

- в группе «Человек – Художественный образ» ведущими являются следующие ценности: независимость, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов – их признали доминирующими 8% респондентов.

Следующими по значимости являются – жизнерадостность, исполнительность, чуткость, твердая воля и эффективность в делах. Их выбрали 7% опрошенных.

Далее идут такие ценности, как воспитанность, высокие запросы, образованность, рационализм, терпимость, твердая воля. Их выбрали 5 % опрошенных.

Наименее значимыми ценностями являются – аккуратность, нетерпимость к недостаткам, ответственность и самоконтроль. Их отметили как доминирующие 3 % респондентов.

Итак, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

- В 11 «В» классе наблюдаются такие группы профессиональной направленности, как «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Человек», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ»;

- Доминирующие терминальные и инструментальные ценности разных групп профессиональной направленности различаются.

Так же хотелось бы отметить, что в данном классе на недостаточно высоком уровне развито понимание ценности честности, аккуратности, терпимости, познания.

Заключение.

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем, это относительно самостоятельный период, имеющий собственную ценность. Его необходимость диктуется усложнением социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Центром профессионального самоопределенияявляется ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности.

Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда соответствовать важнейшим жизненным целям учащихся. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Доминирующие терминальные и инструментальные ценности разных групп профессиональной направленности различаются. Вероятнее всего это вызвано тем, что люди разных профессиональных направленностей отличаются по характеру и присущим им манерам поведения, а значит и их доминирующие ценности будут отличаться.

Так же хотелось бы отметить, что в данном классе на недостаточно высоком уровне развито понимание ценности честности, аккуратности, терпимости, познания.

Список литературы.

  1. 1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3. http://psylib.myword.ru.

  2. Донцов А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. – 1990. - №2. http://psylib.ru.

  3. Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. http://leto.2007.ru.

  4. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. http://psylib.ru.

  5. Сидоркина Т. Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования. http://psylib.ru.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. http://psylib.myword.ru.

  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. http://psylib.myword.ru.

  8. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node21.html.

  9. http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/10.html.

  10. http://www.vashpsixolog.ru.

1 http://www.vashpsixolog.ru.

2 http://www.vashpsixolog.ru.

3 Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2002, http://psylib.ru.

4 В. Франкл. Человек в поисках смысла // Франкл В. - http://psylib.myword.ru.

5 М. Р. Гинзбург Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире // Гинзбург М. Р. http://psylib.myword.ru.

6 Там же.

7 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. http://psylib.myword.ru

8Донцов А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. -http://psylib.ru.

9 Сидоркина Т. Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования. http://psylib.ru.

10 Там же.

11 http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node21.html.

12 Там же.

13 Там же.

39