19. Охрана природы. Типы охраняемых природных объектов. Красная книга рб.
Охра́на приро́ды — комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы.
Меры по охране природы:
-Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.
-Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
-Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
-Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона. На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.
Типы охраняемых природных территорий:
-Заповедник - природоохранное научно-исследовательское учреждение республиканского значения, задачами которого являются: сохранение в натуральном виде состояния природного комплекса, входящего в состав заповедника; проведение научных исследований; организация мониторинга окружающей среды; содействие в подготовке научных кадров в области охраны природы; популяризация природоохранных взглядов в деле охраны природы.
-Заказники - территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. Природные заказники - форма относительного заповедания. Обычно называют три цели образования заказников: сохранение природных комплексов в естественном виде, сохранение и возобновление природных ресурсов, поддержание экологического баланса на соответствующей территории. В зависимости от предназначения определяются виды заказников. Заказники могут быть ландшафтные, рекреационные, биологические, геологические, гидрологические и др.
Ландшафтные (комплексные) заказники образуются для сохранения или восстановления особо ценных или типичных, эталонных природных ландшафтов и комплексов. По цели, задачам, правовому режиму они близки к заповедникам. Однако здесь не создаются научные учреждения, не вводится строгое ограничение на присутствие граждан и осуществление ими побочных лесных пользований.
Рекреационные заказники близки по своему режиму к национальным природным паркам. Разница между ними в размерах и задачах. Такие заказники, как правило, занимают небольшие площади и ставят одну задачу - быть местом отдыха и туризма для граждан.
Биологические заказники (как ботанического, так и зоологического направления) организуются с целью возобновления, сохранения и восстановления ресурсов растительного и животного мира, сохранения и возобновления редких и исчезающих, а также ценных в хозяйственных, научных и культурных отношениях видов растений и животных. Сюда могут быть отнесены также многочисленные охотничьи заказники, заказники по выращиванию лекарственных растений и др.
Значительную группу образуют гидрологические заказники (речные, озёрные, болотные).
-Национальные парки считаются наиболее оптимальной формой заповедания, поскольку они соединяют в себе сохранение природных комплексов с генетическим фондом растений и животных, памятниками природы, истории и культуры и ведение научно-исследовательской работы по изучению естественных процессов в природе и рекреационной деятельности по использованию части территории в интересах отдыха и туризма, пропаганды знаний о природе.
-Памятники природы - уникальные, невозвратные, ценные в экологических, научных, эстетических, историко-культурных отношениях природные объекты естественного происхождения, в отношение которых устанавливается особый режим охраны и использования.
Основными признаками, по которым ведётся отбор природных объектов в категорию памятников природы, являются: уникальность, социальная ценность (научная, историческая, эстетическая и иная) и необходимость особой охраны. К числу таких объектов могут быть отнесены: эталонные участки нетронутой природы, места произрастания или проживания ценных, реликтовых, редких, исчезающих ни до» растений и животных, уникальные формы рельефа, геологические обнажения, отдельные объекты живой и неживой природы -деревья долгожители, растения причудливой формы и т.д.
Красная книга РБ-в ней представлены редкие и вымирающие виды растений и животных.
Млекопитающие: зубр, белый медведь, выхухоль, лесной кот.
Птицы: дрофа, лебедь-шипун, зимородок, серый журавль.
Рептилии: болотная черепаха, медянка, камышовая жаба.
Рыбы: стерлядь, сом, ручьевая форель.
Насекомые: бабочки(адмирал, махаон), жук-олень.
Растения: пихта белая, ветреница лесная, перерезка, венерин башмачок.
Растения водные: кувшинка белая, кубышка малая.
Исчезло 50 видов растений.
20.МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ КАК НАУКА В современных условия осуществляется переход к новому типу связи общества и природы-научно-обоснованному и гуманистически ориентированному. Именно в ДУ закладываются основы экологической культуры личности у которой сформированы:1.Экологическое сознание;2. Экологически ориентированное поведение; 3. Гуманное отношение. Экологическую культуру составляют знания о природе и умения использовать эти знания в поведении, в игре, труде, в быту. Это возможно при решении следующих задач:
1.Формирование у детей элементов экологического сознания(оно определяется знаниями ведущих взаимосвязей природных явлений).
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, которая должна природоохранительный характер.
3. Воспитание гуманного отношения к природе, основанного на нравственно-положительных переживания ребенка в различных жизненных ситуациях (вызвать у детей сострадание к живому, желание заботиться о нем, радость, удивление, восхищение от встречи, гордость за правильный поступок).
Реализация этих задач возможна при условии экологической культуры педагога.
Содержание экологического воспитания дош-в:
Биоэкология делится на:
-Аутэкологию – взаимосвязь отдельно взятого организма с окружающей средой обитания.
Понятия:-взаимосвязь живого организма со средой обитания(потребность в воздухе, воде, питании);-приспособление или адаптация к среде обитания; -сама среда обитания (водная, воздушная).
-Демэкология – взаимосвязь популяций разных видов.
-Синэкология – взаимосвязь сообщества живых организмов со средой обитания.
Понятия: экосистема, цепи питания.
Социальная экология - взаимосвязь человека с окружающей средой.
Понятия: зависимость жизни и здоровья человека от факторов среды; - зависимость состояния природы от хозяйственной деятельности человека, «+» и «-» взаимодействия. «+» -очистка водоемов, истребление вредителей. «-» -мелиорация, браконьерство, вырубка леса.
- Среда обитания. Экологические факторы. Классификация и влияние на живые организмы.
- 2.Понятие о популяции. Свойства популяции
- 3.Структура и компоненты биоценоза. Типы биотических отношений в биоценозе.
- 4.Продуценты, консументы,редуценты, их функции в биоценозе
- 5. Цепи и сети питания. Функции пищевых цепей. Экологическая пирамида.
- 6. Биосфера и ее строение. Живое вещество. Функции живого вещества
- 7. Подобие и отличия животными(ж) и растениями(р).
- 8. Грибы, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека
- 16. Птицы. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.
- 17. Млекопитающие. Их разнообразие, распространение, особенности строения в связи со средой обитания.
- 19. Охрана природы. Типы охраняемых природных объектов. Красная книга рб.
- 21.Взгляды Каменского, Френе на природу как средство развития ребенка.
- 22.Природа как фактор воспитания детей в педагогическом наследии Фребеля, Кергомар, Ушинского.
- 23. Диагностика экологических знаний дошкольников.
- 25. Характеристика доступной на разных этапах дошкольного возр-та системы знаний о природе, иерархический принцип их построения.
- 26. Уголок природы д/с: организация, воспитательно-образовательное значение
- 27.Требования к отбору жителей уп.Временные и постоянные обитат ели уп. Подбор объектов в разн.Возр.Гр.
- 28.Подбор комнатных растений:особенности ухода.
- 39. Методика проведения бесед с детьми дошкольного в-та о природе. Виды бесед, их содержание и значение.
- 40. Элементарные опыты. Значение, методика организации и проведения опытов.
- 43.Труд детей в природе. Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства в разных возрастных группах.
- 44. Занятия как форма ознакомления дет.С природой. Значение, типы з-й, методика проведений.
- 45. Занятия первично-ознакомительного и углубленно-познавательного типа. Методика проведения.
- 46. Занятия обобщающего и комплексного типа. Методика проведения.
- 48. Организация ежедневных наблюдений детей в уголке природы и во время прогулок.
- 49.Разные виды и формы планирования работы по ознакомлению дошкольников с природой.
- 50. Элементарная исследовательская деятельность дошкольников. Значение, методика организации.