logo search
реализация адаптиро образ

3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.

Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования. 

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». 

Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы. 

Таблица 4

 

Программа коррекционной работы

Адаптированная образовательная программа

Направление деятельности в рамках реализации программы

Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ;

оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО

 

Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация

 

Срок реализации

4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся

1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий

Контингент обучающихся, для которых разрабатывается

Дети  различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие.

1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»

Разрабатывается и реализуется

Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)

Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк

Утверждается

Управляющим Советом ОО

Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ

Механизм реализации

Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство

 

Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач

Направления коррекционной работы

Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное

Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)

Планируемые результаты коррекционной работы

Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения

 

Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей

Как уже было сказано выше, в рамках разработки Адаптированной индивидуальной образовательной программы, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью), рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, рекомендаций ПМПК по созданию специальных образовательных условий, группа специалистов школы, осуществляющая ее реализацию, в большинстве случаев адаптирует и образовательный компонент – содержание программ  тех или иных предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать трудности даже при условии организованной коррекционной работы.

Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.

 Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:

-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

-минимизации рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

- реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

- выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:

Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Адаптированной  образовательной программы:

     1. Педагогическая диагностика

    2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).

1. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.

Авторы книги «Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе» Т.Лореман, Дж.Депелер, Д. Харви предлагают разделить все содержание образовательной программы на три категории:

- «обязан знать» - информация, обязательная к усвоению и существенная;

- «должен знать» - информация важная, но не существенная;

- «может знать» - информация несущественная и не слишком важная.» (1).

В нашем случае категория «обязан знать» будет соответствовать требованиям программ для коррекционных школ VIII вида, «должен знать» - инвариантной части общеобразовательной программы, «может знать» - вариативной части авторской образовательной программы. Результаты освоения ребенком инвариантной части общеобразовательной программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов начального (основного, среднего) общего образования. 

4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего.

5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме  в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.

Распределение объема содержания различных программ можно схематически представить следующим образом (рис. 1): 

В случае, когда учитель понимает, что Примерная учебная программа и Авторская учебная программа по тому или иному предмету не удовлетворяют условиям преподавания в классе, особенностям контингента обучающихся в целом, в том числе – обучающегося с ОВЗ, он может разработать Рабочую учебную программу (см. методические материалы). При этом следует отметить, что Рабочая учебная программа может быть разработана как для класса, так и индивидуально для отдельного обучающегося с учетом Индивидуального учебного плана и специальных образовательных условий в части обеспечения специальными приспособлениями, техническими средствами обучения, использования тех или иных форм и режима обучения, рекомендаций ПМПК об использовании той или иной адаптированной основной образовательной программы.