12.Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
Авторы американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. В отечественной дидактике ее теоретическое обоснование предложено в работах М. В. Кларина. Авторы технологии обратили внимание на то, что в традиционном учебном процессе условия обучения практически постоянны: время, способ предъявления информации т. д. Нефиксированными являются лишь результаты обучения. Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром именно результаты обучения, а переменными параметрами — условия обучения. Этот подход был развит Б. Блумом. Он предложил способности обучаемого определять темпом учения при оптимально подобранных для него условиях. В ходе изучения способностей учащихся в ситуации предоставления им неограниченного времени на изучение материала он выделил среди них такие категории:
-малоспособные (около 5 %), которые даже при больших затратах учебного времени не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений;
-одаренные (около 5 %);
-учащиеся, способности которых к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени (около 90 %).
На основе этих данных было сделано предположение, что при правильной организации обучения, снятии жестких временных рамок и рациональной организации учебного времени почти все школьники (примерно 95 %) способны усвоить полностью содержание учебного предмета (учебного материала). Результаты, которые должны быть достигнуты всеми, задаются в виде эталонов, представленных с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.
Таксометрия (иеархия) целей познавательной деятельности
1. Знания – учение запоминает, воспроизводит конкретную учебную еденицу – узнал, заполнил, возпроизвел.
2. Понимание – учение преобразует уч. материал из одной формы выражение в другую – объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой.
3. Применение – ученик демонстрирует использование мзученого материала в конкретных условиях и в новое ситуации
4. Анализ – ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь между ними, осознает принципы построения целого – вычленил части из целого.
5. Синтез – ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной – образ. новое целое
6. Оценка – ученик оценивает знание уч. материала для данной конкретной цели – определили ценность и значение объекта изучения
Технология организации усвоения темы урока обусловлена структурой (этапами) процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение. Эти этапы, как показывает практика, не могут уложиться во временные рамки одного урока. Для того чтобы произошло усвоение темы урока, требуется такое учебное время, которое начинается примерно в середине одного урока (с момента начала усвоения) и заканчивается в середине следующего (фронтальное повторение или проверка). Такой подход реализовал, например, известный педагог-новатор С. Д. Шевченко.
Технологические этапы деятельности учителя и учащихся в процессе усвоения темы урока выстроены в логическую цепочку: изучение нового материала (восприятие, осмысление) — 20—25 минут; первичное повторение, закрепление — 5 минут; выполнение домашнего задания — 15—20 минут; проговаривание темы урока вслух — 5—6 минут; фронтальная проверка (повторение) — 12—15 минут. Технология организации усвоения темы урока может быть раскрыта через задачи, которые решаются на каждом этапе:
1. изучение нового материала — ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений
2. Закрепление — первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового материала и установление уровня усвоения
3. Домашняя работа — вторичное повторение учебного материала темы урока — повторение и осмысление учебного материала темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения темы урока; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения темы урока
4. Проговаривание содержания темы урока — актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний
5. Фронтальное повторение — актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах темы урока; организация тематического повторения (обобщение учебного материала, установление закономерностей и т. д.); организация итогового повторения (в пределах всех пройденных учебных тем)
- 1.Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. (дополнить виды)
- 2. Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования.
- 3.Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.
- 4.Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса.
- 5.Технологии целеполагания.
- 6.Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного обучения.
- 7.Педагогика сотрудничества: концептуальные основы, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.
- 8.Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 10.Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 11.Система развивающего обучения д.Б.Эльконина, в.В. Давыдова.
- 12.Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
- 13.Технологии проблемного обучения.
- 14.Игровые технологии.
- 15.Технологии группового и коллективного обучения.
- 16.Технологии ориентированные на развитие творческих способностей.
- 17.Методическая работа в школе как фактор повышения профессионально-педагогической культуры.
- 18.Основные формы методической работы в школе.
- 19.Аттестция педагогических работников.
- 20.Профессиональное самообразование педагога.
- 21.Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.
- 22.Сущность авторской школы.
- 23.Школа-коммуна (а.А.Макаренко).
- 24.Школа адаптирующей педагогики (е.А.Ямбург,б.А.Бройде).
- 25.Школа самоопределения (а.Н.Тубельский).
- 26.Школа-парк (м.А.Балабан).
- 27.Агрошкола (а.А.Католиков).
- 28.Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.
- 29.Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса.
- 30. Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология.
- 1. Традиционные