logo search
poop_ooo_reestr_2015_0

2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно-нравственное развитие» человека используются в контексте образования:

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1);

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I, ст. 2);

«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст. 7);

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст. 8);

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17).

Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.):

«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

….демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

…недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

…сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (Ст. 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования«усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24).

2.3.2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся

Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.

Для стимулирования размышлений участников образовательных отношений могут быть использованы варианты уклада школьной жизни, список которых не является исчерпывающим, а позволяет выделить некоторые из модельных укладов:

гимназический (образование осуществляется как восхождение к культурному эталону, симметричному, гармоничному, путем репродуктивных методов, метода примера, систематических тренировок, прямого стимулирования (поощрения, наказания, соревнования), в воспитаннике ценятся дисциплинированность, взаимоотношения «педагог – воспитанник» носят императивный характер);

лицейский (образование осуществляется как упорядоченное и спонтанное решение изобретательских задач в эвристической среде, сочетающее учебно-познавательную деятельность с творчеством (художественным, научным, техническим, социальным, экзистенциальным), общение носит демократический характер открытой дискуссии равных собеседников, подчинено решению изобретательской задачи; воспитание происходит продуктивными методами (проект, исследовательская деятельность, сократическая беседа, дискуссия и т.п.);

клубный (образование осуществляется как свободное время препровождение в общности людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, в учебно-познавательной деятельности стихийно возникают проекты, направленные на удовлетворение спонтанно возникшего интереса; отношения основаны на общности интересов детей и взрослых, характеризуются атмосферой дружелюбия и доверия, правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность, ограничения носят рамочный характер; структура социальных ролей педагогов и обучающихся включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению);

военный (образование осуществляется как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности; воспитание осуществляется методом инициации (испытание и посвящения), объяснительно-иллюстративным и методом учебной практики; имитация (военная игра) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника (социальные роли командира и подчиненного);

производственный (образование как сочетание решения учебно-воспитательных задач с задачами материального воспроизводства; обучение носит характер обеспечения повышения качества выпускаемой продукции; методами воспитания являются инструктаж, материальное и моральное поощрение за производственные достижения; подобие жизнедеятельности производственной организации задает социальные роли педагогов и обучающихся – руководитель участка и подчиненный работник, техник, инженер и рабочий).

Основными направлениями деятельности образовательной организации по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются: