logo search
А.С Макаренко и современная школа

2.3 Особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он убедительно доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Вызывают интерес его мнения относительно структуры семьи, нравственного, трудового воспитания в семье, авторитета родителей.

Сущность родительской власти и авторитета А.С. Макаренко основывает на ответственности отца и матери в воспитании будущего гражданина страны. "Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель", - так отмечает А.С. Макаренко в своей лекции "О родительском авторитете" [7]. Сам смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, принимается как несомненное право старшего, как его сила и ценность.

Изучение и анализ педагогических трудов А.С. Макаренко дает возможность очертить содержание и задачи комплексной системы семейного воспитания. В частности можно выделить следующие основные направления в этой системе: нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков), трудовое (воспитание в труде), экономическое (семейное хозяйство), половая [22, с.14].

А.С. Макаренко в понятие "дисциплина" вкладывает несколько значений: сборник правил поведения; стили, воспитанные привычки человека; послушание; широкий общий результат всей воспитательной работы. Выполнение режима есть лучшим средством воспитания дисциплины. Правильный семейный режим должен быть постоянный, точный.

А.С. Макаренко важное место в семье отводит распоряжению родителей, которое должно соответствовать таким требованиям: а) не должно даваться злостно, с криком, с раздражением, но и не должно быть подобным уговариванию; б) оно должно быть по силам ребенку, не требовать от него слишком тяжелого напряжения; в) должно быть разумное, то есть не противоречить здравому разуму; г) не должно противоречить другому распоряжению и распоряжение отца не должно противоречить распоряжению матери [26, с. 206].

В трудовом воспитании в семье, по мнению А.С. Макаренко, важно: перед ребенком поставить определенную задачу, которую он может решить, применяя то или иное трудовое средство; трудовое участие детей в жизни начинать рано, еще в игре (уход за игрушками, некоторые способы уборки); с возрастом трудовые поручения ребенка следует усложнять. Если необходимость или интерес у ребенка недостаточны, чтобы вызвать у него желание работать, родители могут применить следующие способы и методы:

просьбу (дает ребенку полную свободу выбора), следует применять в тех случаях, когда ребенок охотно выполнит просьбу;

доверенность (должно быть спокойную, уверенную, деловую);

принуждение (может быть разным - от простого повторения поручения к повторению требовательному, не следует прибегать к физическому принуждению) [33, с.60].

А.С. Макаренко считал, что не следует хвалить ребенка за проделанную работу при знакомых и друзьях; не следует ребенка наказывать за плохую или невыполненную работу, а добиваться того, чтобы работа была выполнена как можно лучше.

Каждый ребенок является членом семьи, а следовательно, и участником семейного хозяйства. А.С. Макаренко отмечал, "когда семья богатеет, то это означает только одно: она лучше и счастливее живет, приобретает больше вещей личного пользования, удовлетворяет большее количество своих потребностей" [35. с.6]. С помощью правильного воспитательного руководства в области семейного хозяйства воспитываются такие черты, как коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентированию.

Анализ реальной практики воспитания детей и подростков в семье показывает, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое не может быть заменено никакой школой и другими институтами общественного воспитания даже при самом высоком уровне педагогического мастерства.

Передовой опыт характеризуется, в частности, отношениями равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллективов заметную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, группе продленного дня, объединения детей по интересам и т.п. к семейной, свободной от формализма и авторитаризма. В то же время влияние организованного школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности [36, с.151].

В современном обществе, где семья основывается на чувстве любви, идейной близости, взаимном доверии и находится под защитой государства, заботящегося о ней путём развития широкой сети детских учреждений, выплаты различных видов пособий и другой помощи, существуют все условия для создания крепкой семьи и усиления её роли в воспитании подрастающего поколения. Каждая семья отличается "своеобразием жизни и жизненных условий" и, по твёрдому убеждению А.С. Макаренко, должна самостоятельно решать вопросы воспитания.

Основными направлениями осуществления связи школы с семьёй A. C. Макаренко считал реализацию принципа единых морально-педагогических требований в целостном учебно-воспитательном процессе, помощь школы семье в воспитании детей, организацию педагогического всеобуча родителей. Вместе с тем есть основания полагать, что он стремился к демократизаций отношений школы и семьи в духе равноценного партнерства и более широкому привлечению родителей к управлению школьными делами, о чём свидетельствуют выдвигавшиеся им проекты общеобразовательной школы.

В современных условиях многие из взглядов A. C. Макаренко на воспитание детей в семье сохранили свою актуальность, нуждаются в широкой пропаганде и эффективном использовании в системе педагогического всеобуча. Вместе с тем необходимо творческое, учитывающее современные тенденции общественно-семейного воспитания, использование этого наследия, и только в этом случае оно может принести необходимую отдачу. Следует принимать во внимание возросшие материальные и культурные возможности многих семей, установление между школой и семьёй отношений равноправных партнеров в воспитании детей, необходимость более полного учёта национальных традиций в семейном воспитании и т.п. актуальные, особенно в современной ситуации, тенденции, которые не могли получить развёрнутого отражения в концепции A. C. Макаренко к проблемам семейного воспитания на протяжении всех выделенных [32. с.153].

Совокупность идей А.С. Макаренко о семейном воспитании, будучи систематизированной и осмысленной в единстве со всем его педагогическим наследием, может быть более эффективно использована в современной практике воспитания детей в семье.

Конечно, нельзя говорить о слепом копировании в деталях и фактах педагогического опыта А.С. Макаренко. Следует творчески применять его идеи и положения в соответствии с требованиями настоящего, конкретными условиями и задачами образования.