logo search
А.С Макаренко и современная школа

2.1 Принцип коллективизма А.С. Макаренко и особенности его использования в современной школе

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга A.C. Макаренко состоит в том, что он продвинул этот вопрос, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю его педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания [28, c.23].

Одной из важнейших заслуг А.С. Макаренко является его учение о воспитании в коллективе, через коллектив и для коллектива. Разработанный им механизм формирования крепкого ученического коллектива (признаки коллектива, структура и этапы его развития, взаимозависимость членов, система перспективных линий, традиции и т.п.) может быть использован учителями и воспитателями в организации детской коллективной деятельности. Готовя учеников к жизни, школа должна вооружать их организаторскими навыками, развивать их инициативу, самостоятельность, умение управлять коллективными делами.

Применяя общие принципы, А.С. Макаренко установил важные коррективы. Система первичных коллективов строилась по производственному принципу. Социально-воспитательную мотивацию труда он создает на основе "организации труда как хозяйства" путем включения коллектива колонистов в управление хозяйством, в организацию работ, распределение средств и результатов труда. Центральный орган детского самоуправления - совет командиров - действовал прежде всего как хозяйственно-распределительный орган [31, с.168].

Самоуправление было основано на сочетании выборности и назначения. А.С. Макаренко создает единую систему административного управления и детского самоуправления, реализует "принцип взаимосвязанных полномочий" в системе педагогического руководства. При этом воспитатель-учитель не закрепляется за определенной группой детей, не имеет права распоряжения и наказания; он должен был всецело полагаться на свой авторитет; главная задача воспитателя - углубленная индивидуальная работа. Дисциплину, ответственность, контроль и учет всего происходящего в жизнедеятельности коллектива учреждения А.С. Макаренко рассматривает как особую, специальную проблему воспитания, которая решалась в системе "главного дежурства": "по взаимной симпатии" очередного воспитателя и воспитанника-активиста.

В соответствии с положением о том, что первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, устанавливаются формы взаимосвязи классных коллективов в школе: информация классов о важнейших событиях в жизни школы, поручения общешкольного характера, шефство старших над младшими, совместные мероприятия и пр. Основные органы "школьного ученического коллектива" - это ученические комитеты, стенная газета, школьное радио, ученический лекторий, временные уполномоченные (дежурные). Следует отметить, что многие современные педагоги, несмотря на провозглашенную ценность общешкольного коллектива, занимаются лишь вопросами коллектива учебного класса, проблемами его "сплочения" и "формирования" [29, с.145].

В настоящее время наиболее близко к существу макаренковской педагогической теории и практики подходят те школы, которые решают вопросы актива коллектива, принципа "параллельного действия", системы "перспективных линий", роли традиций в формировании коллектива. Отдельные педагогические коллективы ставят задачу создания общешкольного коллектива, не ограничиваясь "детским коллективом" в классе, кружковой работой.

Освоение и разработку макаренковского наследия успешно осуществляют работники детских домов. Их работа ведет к углубленному пониманию идей и опыта А.С. Макаренко, но получает признание и распространение лишь в той степени, которая соответствует действующей педагогической теории и практике, и применительно к специфическим условиям учреждений данного типа [3, с. 20].

Педагогическая идея A. C. Макаренко о воспитании личности в коллективе имеет воплощение в работе с личным составом в современных школьных коллективах.

Идущее от Макаренко понимание коллектива как группы людей, объединенной общими целями, подчиненными целям общества, стало общепринятым в педагогике вообще, в военной педагогике в частности.

В своих произведениях 20-х годов А.С. Макаренко не раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов. Последовательное изучение отдельных эпизодов жизни и деятельности воспитанников Антона Семеновича показывает, что формирование их экономического сознания происходило постепенно, в течение определенного времени психологического перерождения на основе повседневных хозяйственных забот и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс перерождения личности в новом качестве является результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко, где главной педагогической задачей было хозяйственное воспитание, под которым по существу подразумевалось производственное, т.е. экономическое воспитание [3, с.21].

Он выделил основные характеристики детского коллектива: самоуправление; конституция коллектива, писанные и неписаные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим; дисциплина; соподчинение; ответственность; тон и стиль жизни; этика; характер отношений в коллективе; интересы детства; традиции; взаимоотношения; благоприятный психологический климат; эмоциональный настрой.

По мнению А.С. Макаренко, коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: от создания, становления до сплочения в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Для управления и организации деятельности коллектива А.С. Макаренко использовал разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление [9, с.176].

Показателем сформированного детского коллектива А.С. Макаренко считал внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

дружеское единение его членов;

ощущение защищенности каждого члена коллектива;

активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах [9, с.180].

Система "перспективных линий коллектива и личности", разработанная Макаренко, широко используется в современной школе.

"Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость.".

Ведущие направления воспитания - развитие воли, способности личности утвердиться в жизни в соответствии со своими способностями, знаниями, убеждениями.

Концептуальные позиции современных педагогических коллективов выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А.С. Макаренко:

соединение обучения с производительным трудом;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

успешность детского труда;

творческий характер труда;

равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

четкая организация труда [13, с.92].

Педагогическая система Макаренко в наши дни играет особенно важную роль в изучении, сохранении и пропаганде отечественного научно-педагогического наследия и практического опыта. Его перспективные идеи настолько богаты и разнообразны, что, несомненно, найдут свое применение во многих педагогических системах будущего.

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.