Введение
Проблема использования средств наглядности на младшем этапе обучения иностранному языку очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед современной системой образования - это улучшение качества знаний учащихся, которое не мыслится без интенсификации учебного процесса при систематическом использовании наглядных средств обучения.
В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержание обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения. Эффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях, прежде всего во внеязыковой среде.
Как отмечает Денисенко М. В, умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. [22] Одним из таких принципов является принцип наглядности. Закладывать и формировать лексические навыки у учащихся на уроках иностранного языка необходимо с самого начала обучения. Это обеспечит эффективное обучение в старших классах. Наиболее эффективным средством формирования лексических навыков у детей является наглядность, так как у малышей преобладает наглядно-образное мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но преимущественно образно. В методической литературе постоянно обсуждается проблема использования наглядности на уроках, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких не нужно и даже вредно.
По мнению многих педагогов, принцип наглядности рассматривается не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности. Формирование лексических навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка является актуальной проблемой в настоящее время.
Как отмечает Самойлова С. В, наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности она видит в том, что наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. [26] В методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность формирования лексических навыков как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. [22]
Проблема использования наглядности была поднята Я.А. Коменским в его труде "Великая дидактика", продолжил ее изучение И.Г. Песталоцци ("Сочинения") и позже К.Д. Ушинский ("Теоретические проблемы воспитания и образования.", также вопрос наглядности затрагивал Л.В. Щерба в своем труде "Как надо изучать иностранные языки". Проблема наглядности и сейчас интересует многих учителей и лингвистов, авторов учебников и методических пособий по обучению иностранным языкам.
Цель исследования - выявить эффективность использования наглядных средств на раннем этапе обучения иностранному языку.
Объектом исследования является использование учебной наглядности на уроках английского языка.
Предмет исследования - использование наглядности, как средства эффективного формирования лексических навыков у детей дошкольников на уроках иностранного языка.
Основной задачей является ознакомление с методической литературой по данной теме, изучение положения дел на практике и выявление эффективности данного метода.