4.1 Проверка гипотез
Социальный фактор не влияет на уровень адаптации ребенка в школе;
Социальный Фактор - Уровень адаптации |
||
Z |
-12,521 |
|
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Гипотеза №1 отвергается, т.к. коэффициент Sig<0,05. Следовательно, можно сделать вывод о том, что социальный фактор влияет на уровень адаптации ребенка в школе.
1. Психологический фактор является основным фактором, влияющим на уровень адаптации;
"right">
ПсихологическийФактор - Уровень адаптации |
||
Z |
-12,550a |
|
Уровень значимости(2-сторонний критерий) |
,000 |
Как видно из таблицы, психологический фактор имеет значимую связь с уровнем адаптации ребенка. Таким образом, можно говорить является ли психологический фактор основным фактором?
Ранги |
||
Средний ранг |
||
СоциальныйФактор |
5,86 |
|
ПсихологическийФактор |
4,95 |
|
ФизиологическийФактор |
3,69 |
|
Тип семьи учащегося |
1,07 |
|
Класс |
3,03 |
Гипотеза №2 отвергается. Из таблицы рангов видно, что психологический фактор не является основным фактором, влияющим на уровень адаптации ребенка в школе. Основным фактором является социальный фактор со средним рангом 5,86. На следующем, по значимости, психологический фактор, далее физиологический фактор, класс (т.е. в данном случае можно говорить о возрасте детей) и тип семьи учащегося на последнем месте, но это не означает, что данный фактор совсем не влияет на уровень адаптации ребенка в школе.
2. Двигательная активность ребенка, его общее самочувствие влияет на уровень адаптации в школе (физиологический фактор)
"right">
Физиологический Фактор - Уровень адаптации |
||
Z |
-11,873 |
|
Уровень значимости(2- сторонний критерий |
,000 |
Значение коэффициента Sig<0,05. Это означает, что физиологический фактор имеет значимую связь с уровнем адаптации. Следовательно, гипотеза №3 подтверждается.
3. Дети из неполных семей имеют уровень адаптации в школе ниже, чем дети из полных семей;
"right">
Тип семьи учащегося - Уровень адаптации |
||
Z |
-12,243 |
|
Уровень значимости(2-сторонний критерий) |
,000 |
Из данной таблицы мы определяем связь между типом семьи учащегося и уровнем его адаптации. Коэффициент Sig<0,05, следовательно, связь существует и она довольна значимая.
Зависимость уровня адаптации от состава семьи (для семьи типа «полная»)
Уровень адаптации * Полная семья
Полная семья |
Общий результат |
||||
Результат |
|||||
Уровень адаптации |
1 |
Кол-во |
73 |
73 |
|
% от общего |
48,0% |
48,0% |
|||
2 |
Кол-во |
52 |
52 |
||
% от общего |
34,2% |
34,2% |
|||
3 |
Кол-во |
21 |
21 |
||
% от общего |
13,8% |
13,8% |
|||
4 |
Кол-во |
4 |
4 |
||
% от общего |
2,6% |
2,6% |
|||
5 |
Кол-во |
2 |
2 |
||
% от общего |
1,3% |
1,3% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
152 |
152 |
||
% от общего |
100,0% |
100,0% |
Данные таблицы показывают, что практически половина детей из полных семей имеют 1 уровень адаптации (48% - 73 человека), что означает успешность процесса адаптации; 34,2% (52 человека) детей имею 2 уровень, следовательно, процесс адаптации проходит довольно-таки успешно; 13,8% (21 человек) имеют 3 уровень адаптации, это говорит о том, что у этих детей имеются некие проблемы с процессом адаптации; 2,6% (4 человека) детей имеют явные отклонения в процессе адаптации - 4 уровень адаптации; 1,3% (2 человека) детей имеют 5 уровень адаптации, что свидетельствует о том, что данные учащиеся еще совершенно не приспособились, не адаптировались к школе.
Зависимость уровня адаптации от состава семьи (для семьи типа «неполная»)
Уровень адаптации * Неполная семья
Неполная семья |
Общий результат |
||||
Уровень адаптации |
1 |
Кол-во |
17 |
17 |
|
% от общего |
30,4% |
30,4% |
|||
2 |
Кол-во |
23 |
23 |
||
% от общего |
41,1% |
41,1% |
|||
3 |
Кол-во |
13 |
13 |
||
% от общего |
23,2% |
23,2% |
|||
4 |
Кол-во |
3 |
3 |
||
% от общего |
5,4% |
5,4% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
56 |
56 |
||
% от общего |
100,0% |
100,0% |
В данной таблице рассматриваются данные по детям из неполных семей. Из 56 человек, 17 имеют 1 уровень адаптации, что составляет 30,4%; 23 человека (41,1%) имеют 2 уровень; 13 человек (23,2%) имеют 3 уровень адаптации; 3 человека (5,4%) имеют 4 уровень адаптации.
При сравнении результатов по полным и неполным семьям, можно сделать вывод о том, что действительно, дети из неполных семей имеют уровень адаптации ниже, чем дети из полных семей:
Полная семья |
Неполная семья |
||
1 уровень |
73 - 48% |
17 - 30,4% |
|
2 уровень |
52 - 34,2% |
23 - 41,1% |
|
3 уровень |
21 - 13,8% |
13 - 23,2% |
|
4 уровень |
4 - 2,6% |
3 - 5,4% |
|
5 уровень |
2 - 1,3% |
Гипотеза №4 подтверждается.
4. Чем младше ребенок, тем ниже его уровень процесса адаптации, т.е. в 1 классе процесс адаптации имеет наиболее проблемный характер, чем в 4.
"right">
Класс - Уровень адаптации |
||
Z |
-5,350a |
|
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Проверка связи данных: Sig<0,05, следовательно, существует значимая связь между уровнем адаптации и возрастом учащихся.
Далее мы рассмотрим данные по уровню адаптации относительно класса, в котором обучается ребенок:
1 Класс * Уровень адаптации
Уровень адаптации |
Общий результат |
|||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
|||||
1 Класс |
Кол-во |
29 |
27 |
8 |
2 |
66 |
||
% от общего |
43,9% |
40,9% |
12,1% |
3,0% |
100,0% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
29 |
27 |
8 |
2 |
66 |
||
% от общего |
43,9% |
40,9% |
12,1% |
3,0% |
100,0% |
2 Класс * Уровень адаптации
Уровень адаптации |
Общий результат |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
2 Класс |
Кол-во |
18 |
17 |
6 |
2 |
43 |
||
% от общего |
41,9% |
39,5% |
14,0% |
4,7% |
100,0% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
18 |
17 |
6 |
2 |
43 |
||
% от общего |
41,9% |
39,5% |
14,0% |
4,7% |
100,0% |
3 Класс * Уровень адаптации
Уровень адаптации |
Общий результат |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
3 Класс |
Кол-во |
16 |
17 |
15 |
3 |
51 |
||
% от общего |
31,4% |
33,3% |
29,4% |
5,9% |
100,0% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
16 |
17 |
15 |
3 |
51 |
||
% от общего |
31,4% |
33,3% |
29,4% |
5,9% |
100,0% |
4 Класс * Уровень адаптации
Уровень адаптации |
Общий результат |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
4 Класс |
Кол-во |
27 |
14 |
5 |
2 |
48 |
||
% от общего |
56,3% |
29,2% |
10,4% |
4,2% |
100,0% |
|||
Общий результат |
Кол-во |
27 |
14 |
5 |
2 |
48 |
||
% от общего |
56,3% |
29,2% |
10,4% |
4,2% |
100,0% |
Из таблиц и графиков отчетливо видно, что действительно, в 4 классе дети имеют уровень адаптации выше, чем дети в 1 классе. Так же только в 1 классе есть дети, имеющие 5 уровень адаптации. Но стоит заметить, что все-таки самый низкий уровень адаптации во 2 и 3 классах. Возможно, это объясняется тем, что данный временной интервал (т.е. 2 - 3 класс) имеет особых характер в процессе адаптации детей в школе. По окончанию этого периода большинство учащихся переходят на высший уровень адаптации, либо окончательно становятся, адаптированы к школьным условиям.Таким образом, гипотеза №5 подтверждается.
- Введение
- Раздел 1. Социальная адаптация
- 1.1 Понятие адаптации и дезадаптации
- 1. 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
- 1.3 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
- 1.4 Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
- Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
- 2.1 Исследование особенностей адаптации младших школьников
- 2.2 Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
- Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
- 3.1 Интерпретация основных понятий
- 3.3 Методическая часть программы
- Раздел 4. Анализ данных
- 4.1 Проверка гипотез
- Заключение
- 1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- 7.2. Адаптация детей к социальным факторам
- Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
- 2.3 Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 7. Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе.