2.1 Исследование особенностей адаптации младших школьников
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. КрасноярскаТрефилова Е.А.ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_23.pdf (дата обращения 15.11.11) было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 30 человек. Исследование испытуемых проводилось с помощью методик: методика диагностикиуровня школьной адаптации Филлипса, и проективная рисуночная методика «Что мне нравиться в школе» Н.Г. Лускановой.
По методике Филлипса был определен уровень школьной (ситуативной) адаптации. Анализ полученных результатов выявил, что уровень школьной адаптации у детей принципиально отличается, эти отличия и являются индивидуальными особенностями каждого из испытуемых. Данное исследование, позволяющее определить уровень школьной адаптации первоклассников показывает, что у 73% учащихся из 30 человек высокий уровень адаптации, что позволяет им чувствовать себя комфортно в школьной среде, это свидетельствует о том, что ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля и с особым желанием, проявляет интерес к самостоятельной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. У 20% из тридцати испытуемых средний уровень школьной адаптации, это говорит о том, что учащиеся положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, учащиеся сосредоточены и внимателены при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, дети бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным, поручения выполняют добросовестно, учащиеся со средним уровнем школьной адаптации дружат со многими одноклассниками. Наконец, у 7% испытуемых из тридцати представленных низкий уровень школьной адаптации, это означает реальную опасность того, что ребенок может утратить желание учиться, выполнять обязанности школьника, потеряет веру в свои силы и возможности. Испытуемые с низким уровнем школьной адаптации отрицательно или индифферентно относятся к школе, у таких детей возникают частые жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, учащиеся нарушают дисциплину, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно, самостоятельная работа детей с низким уровнем школьной адаптации затруднена, им необходим постоянный контроль, сохраняют работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, такие дети пассивны, близких друзей в классе не имеет. Конкретнее же, что касается исследования данной группы, показатели уровня школьной адаптации в целом, можно оценить, как высокие, так как большинству испытуемых принадлежат положительные результаты исследования, что говорит об их успешной адаптации к процессу обучения в школе.
- Введение
- Раздел 1. Социальная адаптация
- 1.1 Понятие адаптации и дезадаптации
- 1. 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
- 1.3 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
- 1.4 Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
- Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
- 2.1 Исследование особенностей адаптации младших школьников
- 2.2 Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
- Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
- 3.1 Интерпретация основных понятий
- 3.3 Методическая часть программы
- Раздел 4. Анализ данных
- 4.1 Проверка гипотез
- Заключение
- 1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- 7.2. Адаптация детей к социальным факторам
- Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
- 2.3 Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 7. Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе.