ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, среди которых основным может стать индивидуальный педагогический стиль учителя, стиль руководства и педагогического общения.
Результаты проведенного исследования полностью подтверждают теоретические положения о влиянии индивидуального педагогического стиля учителя на формирование, тип мотивации, устойчивость и структуру мотивов. Можно предположить, что авторитарный стиль руководства и рассуждающее-методический стиль преподавания способствуют преобладающему формированию мотивации «избегания неудачи» у детей младшего школьного возраста. Это происходит вследствие вскрытых специфических особенностей психики младшего школьного возраста. Данный тип мотивации приводит к достаточно высоким показателям качества обученности. Однако отрицательный эффект такой мотивации может в полной мере проявиться в более старшем возрасте и выразится в отсутствии умения самостоятельно и творчески мыслить, решать нестандартные задачи, принимать ответственные решения. Следует заметить, что данный вывод носит характер предположения и требует подтверждения путем проведения более глубокого исследования.
Необходимое условие, для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, осуществляемой в условиях свободного демократического общения, как с педагогом, так, и внутри детского коллектива.
Таким образом, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и индивидуальными психолого-педагогическими качествами учителя.
Каждый год мы видим большое число образованных студентов, выпускников разнообразных специальностей. Однако не все могут стать педагогами, так как не у всех есть талант или дар преподавания. Достаточно сказать, что обучение, это дело не для каждого. Учитель всегда находит способ улучшить свои методы обучения так, чтобы их уроки лучше усваивались их учениками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Академия, 2007.
3. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер,2000.-512с.
5. Кишиков Р.В. К вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза// Вестник МГГУ: серия педагогика и психология. - 2010.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Академия, 2008.
7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Серия: Высшее образование. М., 2004.
8. Макарова, Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры [Электр. ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курсого государственного университета, 2006. // http://scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf
9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: МОДЭК, МПСИ, 2009.
10. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров школ. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
11. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: «МОДЕК», 2002.
12. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей. М.: Учитель, 2005.
13. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
14. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах. М.: Дрофа, 2009.
15. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности: Для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 2001.
16. Тимирязев К.А. Способ преподавания. Рукопись, 1880// Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. С. 403-405.
17. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии. // Стиль человека: психологический анализ. М., 1998. С. 163-173
18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
19. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика Орлова Ю.М. Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха.
Методика Потребность в достижении цели используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.
Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.
Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.
Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут.
Методика Орлова Ю.М. (Тест - опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха).
Инструкция.
Предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите "да" или поставьте знак "+", если не согласны - "нет" ("-").
Стимульный материал.
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Ключ к тесту - опроснику Орлова.
ответы "Да" ("+") на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
ответы "Нет" ("-") на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Обработка результатов.
За каждый ответ совпадающие с ключом ставится 1 балл, ответы суммируются.
Интерпретация и расшифровка методики Орлова.
0 - 6 баллов - низкая потребность в достижениях.
7 - 9 баллов - пониженная потребность в достижениях.
10 - 15 баллов - средняя потребность в достижениях.
16 - 18 баллов - повышенная потребность в достижениях.
19 - 23 баллов - высокая потребность в достижениях.
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:
- настойчивостью в достижении своих целей
- неудовлетворенностью достигнутым
- постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше
- склонностью сильно увлекаться работой
- стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха
- неспособностью плохо работать
- потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел
- отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата
- неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи
- готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
Приложение 2
Методика Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова. Направленность на приобретение знаний
Инструкция.
Предлагается ответить на 12 вопросов. Сначала внимательно прочитай вопрос, выбери из двух предложенных ответов тот, с которым ты согласен. Выбранный тобой ответ подчеркни.
Текст опросника.
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой,:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б)садишься смотреть телевизор, думая , что урок по этому предмету будет только на следующей неделе
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
- 1.1 Понятие стиля педагогической деятельности
- 1.2 Структура стиля педагогической деятельности
- 1.3 Классификация стилей педагогической деятельности
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2Результаты исследования
- 2.3 Анализ полученных результатов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ