Заключение
На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каждой группы данной системы, можно сделать следующие выводы:
1. Аудирование - сложный специфический вид внутренней речевой деятельности, в которой задействованы все основные анализаторы человека: слуховой, зрительный и речедвигательный.
2. Аудирование связано с другими видами речевой деятельности, а именно с говорением и чтением, поэтому развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение аудированию.
3. Слушание иностранной речи - достаточно сложное занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Основная трудность заключается в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, её темп, особенности речи говорящего. Поэтому для успешного обучения аудированию необходима методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление. Таким образом, полезной для совершенствования аудирования следует считать такую тренировку, при которой выполняются достаточно трудные упражнения, но при условии посильности этих трудностей.
4. В методике не существует единого мнения по вопросу о классификации упражнений, используемых при обучении аудированию. Традиционно выделяют подготовительные и речевые упражнения. И.Л.Бим полагает, что можно выделить не две, а три группы упражнений, а именно: условно коммуникативные, собственно коммуникативные упражнения и упражнения, используемые для контроля сформированности умений аудирования. При этом первая группа упражнений относится к предтекстовым упражнениям, а вторая и третья к послетекстовым.
5. Все послетекстовые упражнения, встречающиеся в УМК 7, 8, 9 классов можно разделить на:
1) послетекстовые упражнения на распознавание текста, построенного на полностью знакомом материале и предполагающие вербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания текста и после него;
2) послетекстовые упражнения на распознавание текста, простроенного на полностью знакомом материале и предполагающие невербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания и после него;
3) послетекстовые упражнения на распознавание текста, включающего незнакомые элементы, о значении которых надо догадаться по контексту или созвучию со словами родного языка.
6. В 7 классе послетекстовые упражнения по восприятию на слух и пониманию текста строятся либо на тексте с предварительно снятыми трудностями, либо предполагают их снятие в ходе прослушивания с помощью реплик типа: Entschuldigen Sie bitte, ich habe nicht verstanden/ wiederholen Sie bitte/ was bedeutet das? Большое внимание уделяется как вербальным, так и невербальным способам контроля, поэтому часто используются упражнения типа: ответьте на вопросы, выразите своё мнение, дополните предложения; отметьте крестиком правильный ответ, различные тестовые задания, а так же упражнения с использованием сигнальных карт, перфокарт.
7. В 8 классе начинается обучение двум видам аудирования: с полным пониманием воспринимаемого на слух текста и с общим охватом содержания, которое продолжается в 9 классе. В 8, 9 классах особое значение имеют упражнения, побуждающие учащихся добиваться понимания с помощью переспроса, побуждающие учащихся выражать своё мнение и оценку к прослушанному тексту.
Список использованной литературы
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
2. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.
3. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2001. - 280 с.
4. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2001. - 285 с.
5. Вайсбург М.С. Обучение пониманию иностранной речи на слух. - М.: Просвещение, 1965. - 80 с.
6. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост.: Бим И.Л., Леонтьев А.А. и др. - М.: Русский язык, 1991. - 358 с.
- Введение
- 1. Аудирование как вид речевой деятельности
- 2. Трудности аудирования и пути их преодоления
- 1)трудности, связанные с языковой формой сообщения;
- 2)трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения;
- 3)трудности, связанные с условиями предъявления сообщения;
- 4)трудности, связанные с источником информации.
- 2.4 Трудности, связанные с источником информации
- 3. Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию
- 3.1 Основные положения системы упражнений
- 3.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
- 3.2.1 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе
- 3.2.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 8 классе
- 3.2.3 Послететекстовые упражнения, используемые при аудировании в 9 классе
- Заключение