Глава 4. Активизация познавательной деятельности учащихся
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [3].
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении [4].
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [3].
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся
- Глава 2. Активные методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
- 2.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения
- 2.2 Классификация методов активного обучения
- Глава 3. Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся
- Глава 4. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 3. Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 66. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
- 21. Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе