2.2 Модель авторской педагогической технологии
Разработанная нами педагогическая технология подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:
§ компьютер - инструмент познания;
§ компьютер - инструмент обучения;
§ компьютер - объект изучения.
В функции учителя компьютер представляет:
1. источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
2. наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
3. индивидуальное информационное пространство;
4. тренажер;
5. средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
1. средство подготовки текстов, их хранения;
2. текстовый редактор;
3. графопостроитель, графический редактор;
4. вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
5. средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
1. программировании, обучении компьютера заданным процессам;
2. создании программных продуктов;
3. применении различных информационных сред.
Цель данной педагогической технологии: Разработка уроков информатики, использующих электронные учебники для активации познавательной деятельности школьников.
В разработке данной педагогической технологии мы исходили из того, что изучение в школе предмета «Информатика» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей нашей технологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные электронные учебники. В отличие от обычных технических средств обучения, электронные учебники позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использование электронных учебников целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала с использованием электронного учебника сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
а) усвоить базовые знания по предмету,
б) систематизировать усвоенные знания,
в) сформировать навыки самоконтроля,
г) сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности,
д) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Формы и методы работы, используемые в данной педагогической технологии: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника, марафон знаний (игровые методы).
Работа учителя в данной педагогической технологии включает следующие функции:
а) Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
б) Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
в) Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
г) Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
В основу работы положена электронная версия учебника Л.З. Шауцуковой «Информатика».
Кроме того, были разработаны опорные конспекты, которые включают в себя основные положения новой темы, алгоритмы действий, задания для тренинга и зачета (перечисление файлов, нужных для изучения данной темы, данного урока).
Контроль знаний по данной технологии предполагает отслеживание: какой процент информации остался в голове у каждого конкретного ребёнка. Проводится в следующих формах: самоконтроль; дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль.
В предлагаемой программе создана система заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делая выводы, иллюстрировать их ни примерах.
Одним из факторов, влияющих на эффективность и качество обучения, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором.
- Введение
- Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
- 1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования
- 1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии
- Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»
- 2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей
- 2.2 Модель авторской педагогической технологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.
- Лекция 8. Типы уроков информатики.
- Уроки информатики.
- Конспект урока по информатике
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 37. Анализ и самоанализ урока информатики
- 4. Современный урок информатики