1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии
Учитывая теоретический анализ литературы по теме, выделим дидактические функции современных электронных учебников:
1. Повышают и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям.
2. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности.
3. Позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности.
4. Позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся.
5. Позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни.
6. Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).
Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий:
а) Позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме один-на-один.
б) Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог-не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя.
в) Развивают активность. В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика- пользователя компьютера в происходящем.
г) Приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности.
д) Развивают воображение и модельное видение Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 119..
Учитывая все выше сказанное, сформулируем основные положения педагогической технологии:
§ Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
§ Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
§ В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.
§ Поэтому уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 267..
Таким образом, можно сформулировать следующие концептуальные положения:
1. Обучение - это общение ребенка с компьютером.
2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
3. Диалоговый характер обучения.
4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
7. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004..
- Введение
- Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
- 1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования
- 1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии
- Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»
- 2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей
- 2.2 Модель авторской педагогической технологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.
- Лекция 8. Типы уроков информатики.
- Уроки информатики.
- Конспект урока по информатике
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 37. Анализ и самоанализ урока информатики
- 4. Современный урок информатики