logo search
Активация познавательной деятельности на уроке информатики

1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования

Итак, важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового?

Одним из способов активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики является применение на уроках электронных учебников.

Электронный учебник - это интерактивный учебный материал, который может содержать любые виды информации - текст, изображения, звук, видео и т.п. При этом все элементы связаны между собой ссылками и при работе с одним материалом, всегда можно быстро просмотреть тематически с ним связанные, даже если они находят на другом конце света, для читателя это будет равнозначно и незаметно.

Использование на уроках информатики электронных учебников, обучающих программ позволяет проявить самодеятельность учащихся, их самоорганизованность, способствует развитию личности ребят, формированию умения целеполагания.

Применение электронного учебника на уроках информатики позволяет решить следующие задачи:

1. Повышение познавательный интерес учащихся к учебному предмету «Информатика».

2. Создание условий для овладения учащимися умениями и навыками.

3. Работы с Интернет-ресурсами, поиска нужной информации в сети Интернет, которые необходимы современному человеку для дальнейшего обучения и развития;

4. Построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения»;

5. Моделирование поисковой деятельности учащихся.

Приоритетной целью урока с использованием электронного учебника является развитие личности ребенка, формирование таких качеств, которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьники станут студентами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.

Организация поисковой деятельности учащихся позволяет формировать у каждого из них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность, которые необходимы современному, всесторонне развитому человеку.

Использование индивидуально-обособленной формы обучения с применением электронного учебника позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностей, осуществлять дифференцированность заданий, степень помощи ученику.

Эта форма учит индивидуальному труду, воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

Электронные учебные пособия удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю - осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых. Но самое важное, что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно еще более возрастает.

Для ученика процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Автор учебного пособия овладевает умениями работы в том или ином приложении (или среде программирования), в котором создается пособие. Кроме того, ребята глубже изучают материал предмета «Информатика».

Итак, несомненные преимущества компьютерных учебников заключаются в следующем:

1. возможность выполнения необходимого задания нужное количество раз с точно заданными параметрами;

2. возможность изменения любого параметра в компьютерном эксперименте;

3. построение графиков и диаграмм, изменение направлений движения объектов;

4. удобные вопросы-тесты с моментальной проверкой результатов учителем и возможностью самопроверки, составленные так, что могут использоваться с технологией уровневой дифференциации;

5. дополнительные вопросы повышенного уровня сложности, которые можно использовать для индивидуальных заданий.

Как показывает практика, при использовании компьютерных учебников, степень закрепления изучаемого учебного материала настолько высока, что качество обученности превышает при этом 85% Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. С. 129..

Таким образом, электронные учебники являются важным средством самоорганизации труда и самообразования, способом расширения индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока.