logo search
Медицинские аспекты адаптации детей к обучению в первом классе

1.4 Особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы

Наблюдение за адаптацией проводится в течение всего учебного года.

Состояние детей в период адаптации фиксируют в листе адаптации. Указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистрации, балльную оценку по каждой эмоционально-поведенческой реакции и их сумму. Отдельно вносят средний бал успеваемости чтению, письму, арифметике по четвертям, особенности поведения (непослушание, грубость, отказ от поручения, замкнутость и др.), в течение каждой четверти учитывают динамику состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей. При этом знаками "плюс" или "минус" фиксируют следующие показатели: нарушение сна, аппетита, головная боль, боли в сердце, животе, энурез, раздражительность, плаксивость, истощаемость внимания, страхи, навязчивые движения, двигательное расторможённость, вредные привычки, перенесенные ОРВИ, другие заболевания, указывают массу и длину тела [10.56 с].

Контроль адаптации первоклассников осуществляет медицинская сестра под руководством врача, получая от учителей всю необходимую информацию об успеваемости и поведении. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоприятным течением адаптации. Ритм наблюдения-1 раз в 2 недели в 1-ой четверти, а затем 1 раз в конце каждой четверти. Врач и педагог совместно намечают корректирующие меры, а при необходимости проводят консультацию психолог или психиатр. Все это фиксируют в листе адаптации.

При завершении адаптации в форме небольшого резюме составляют заключение о ее течении у данного ребенка в медицинской карту ребенка для ОУ (ф 026/у-2000) и прилагают лист адаптации [20].

Выводы:

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально - психологическую ситуацию.

Большую роль в течение адаптации играет возраст начала систематического обучения. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Именно в этот период (от 6 до 7 лет) интенсивно развевается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка.

Контроль за поведением и состоянием здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в образовательном учреждении. Медицинским персоналом на каждого ребенка заводится "Лист наблюдения за адаптацией", который заполняется педагогами и медицинскими работниками.

Критерии наблюдения за адаптацией учащихся: контроль за эмоционально-поведенческими реакциями, контроль за возникновением пограничных нервно-психических расстройств - невротических реакций, контроль за динамикой массы тела, учет частоты острой респираторной заболеваемости и обострений хронических заболеваний на основании данных справок о перенесенных заболеваниях, контроль за динамикой остроты зрения, выявление нарушений осанки, плоскостопия, измерение артериального давления. Наблюдение по данным критериям проводит школьная медицинская сестра.

Оценку течения адаптации детей к ОУ проводят в конце учебного года. При этом обязательно учитываются результаты профилактического медицинского осмотра в конце учебного года.

Течение адаптации может быть: благоприятное, условно-благоприятное, неблагоприятное.