logo
А.С Макаренко и современная школа

2.2 Идеи гуманизма как основа творчества А.С. Макаренко и их использование в современном образовании

На современном этапе, когда мы говорим о гуманизации и демократизации образования и воспитания подрастающего поколения, часто вспоминается то, что в основе педагогических взглядов Макаренко и его практической деятельности лежит глубоко гуманный подход к воспитаннику. Этот гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество Макаренко, необходима в наше время, когда приходиться сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, культа легкого обогащения, агрессии и насилия [4, с.69].

Конечным результатом воспитанности, по мнению Макаренко, является, как правило, определенный уровень сформированности у воспитанников социального опыта и системы механизмов саморегуляции и самореализации, способности осуществлять самовлияние, самокоррекцию, т.е. самоактуализироваться, воспитывать самого себя.

Эту способность, считал A. C. Макаренко, необходимо воспитывать - способность действовать правильно для себя, для правды, для обязанности перед самим собой [17, с.28]. И он старался воспитать такого человека: не пассивного объекта воспитания, а человека, который уже владеет человеческим достоинством, соответствующими правами и обязанностями.

Именно так Макаренко понимал и реализовывал в педагогике принцип гуманизма: в единстве социального и индивидуального, самостоятельности и личной ответственности молодого человека за свою жизненную судьбу. Воспитание основывается "на опыте поведения" соответственно новым педагогическим целям, где преобладает развитие "творческого актива личности".

В процессе нравственного воспитания учащихся важную роль играет яркий жизненный пример педагога. В практике образовательного пространства традиционным стало раскрытие теоретико-практических достижений педагогов. В связи с этим обратимся к "внутренней природе" А.С. Макаренко - естественные качества, которые характеризуют его как человека и педагога. [20, с.317]

Внутреннюю природу педагога характеризовали его психические качества, которые имели гуманистическую направленность. Ведущим фактором развития личности педагога - это есть интерес к людям и к жизни. Этот фактор присутствовал у Макаренко уже в те года, когда перед ним стоял вопрос о выборе профессии. На этой основе у него сформировались коммуникабельность, потребность в готовности прийти на помощь, поделиться знаниями, интерес и любовь к детям, к работе с ними.

Любовь к каждому из учеников не только делала А.С. Макаренко дорогим и близким его воспитанникам, но и обогащала самого педагога. "Напряженный интерес к людям, которые есть характерная особенность зрелого Макаренко, сказался уже в ранние года. Это не был лишь узко познавательный интерес или холодная любознательность педагога - экспериментатора. Это было внимание старшего товарища, активная любовь, желание помочь ребенку. В любом из учеников Макаренко видел, прежде всего, человека, который растет. И учитель стремился быть нужным и близким ребенку везде: в живой беседе, в классе, в игре. Вот почему педагогическая работа еще в ранние года дала Антону Семеновичу глубокое и всестороннее понимание человека, которое потом так поражало всех, кто знал Макаренко. Она воспитывала качества, необходимые будущему писателю, и, в первую очередь, умение видеть человеческую личность в движении, в процессе внутреннего роста, в крепком взаимодействии с окружающей средой.

Гуманное отношение к ученикам побудило педагога отдаться работе с ними. А.С. Макаренко беспокоился о моральном и трудовом воспитании учеников, которые видели в нем необыкновенного для казенной старой школы учителя. [22. с.12]

Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

В современной школе цель А.С. Макаренко - воспитание настоящего человека - должна осуществляться как следствие направляющей деятельности наставника. Опираясь на учение Макаренко, современным учителям следует организовывать такие отношения, которые превращали бы объект воспитания в субъективную силу содружества взрослых и детей, добиваться, чтобы воспитанники чувствовали себя творцами системы мероприятий, которые они будут выполнять с большим воодушевлением, оптимистично, с верой в завтрашний день, в свои силы. Именно такой стиль сочетания руководства с творческими усилиями воспитанников царил во всех учебно-воспитательных учреждениях, которые возглавлял выдающийся педагог. Для конечных результатов воспитательной работы этот стиль имеет важное значение и может быть хорошим примером для сегодняшнего поколения воспитателей, которые формируют настоящих граждан нашей страны [25, с. 194].

Неутомимый труд, энциклопедические знания, богатейший опыт, целесообразность использования средств воспитания помогли выдающемуся педагогу сформулировать ряд основных идей и принципов, направленных на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Вот некоторые из них: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему"; "Опора на лучшее в человеке, оптимистическая гипотеза"; "Сочетание обучения с трудовым, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием"; "Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность"; "Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом"; "У человека должна быть единственная специальность, он должна быть большим человеком, настоящим человеком".

Современной школе требуется эффективная система самоуправления, совместная со взрослыми ученическая деятельность и демократическая система взаимоотношений.

По-современному звучат ценные наставления А.С. Макаренко о соединении обучения с производительным трудом, о единстве и взаимообусловленности общей, политехнической и профессиональной подготовки, о профессиональной ориентации детей и молодежи. Для учителей школ важен опыт организации трудового обучения и воспитания в колонии им. М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, творческое осмысление которого поможет эффективнее решать сложные задачи подготовки учащейся молодежи к труду [24, с.143].

Анализируемую деятельность учебных заведений, которые используют в своей деятельности творческие идеи А.С. Макаренко следует отметить, что их отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Однако для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Следует подчеркнуть, что в таких школах классный руководитель выступает в роли старшего товарища, советчика, важнейшей задачей которого является воспитание нравственных ценностей.