logo
Акселерация у подростков-спортсменов

Заключение

В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. К эпохальным (или долговременным - long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа и массивности скелета. Исследователи утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого-биологическом, биосоциальном и социобиологическом. В первом случае ведущую роль играют экологические факторы, тогда как во втором - генетические (эффект гетерозиса), и социально-экономические условия жизни человека в последнем уровне. Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

Часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков. В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, подросток может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к "взрослому", когда он, по сути, психологически остается ребенком. Психологи и педагоги сталкиваются с таким аспектом акселерации - ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты.

При занятиях спортом перед детским организмом стоят две задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям, а также осуществить функции нормального роста и созревания.

Акселерация, расхождение паспортного и биологического возрастов ставят ряд вопросов, в том числе о снижении возрастных сроков начала занятия спортом, о необходимости учета индивидуальных особенностей каждого при регламентировании физических нагрузок.

Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов, не ранним, а своевременным. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма.

Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить спортивные достижения.

Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают неспецифическую резистентность юных спортсменов к простудным заболеваниям и вирусным инфекциям.

В целом исследователи отмечают положительное влияние спорта на здоровье и развитие подростка, стабилизацию его психоэмоционального состояния, формированию некоторых позитивных личностных качеств (настойчивости, инициативности, умения работать в команде, интернальности).

Выборку исследования составили подростки - акселераты, критерий отбора кандидатов в контрольную и экспериментальную группы: экспертный опрос преподавателей (учителей средней школы, тренеров).

Данные исследования свидетельствуют, что у подростков, занимающихся спортом более высокие показатели настойчивости, общего уровня интернальности, интернальности в сфере неудач. То есть подростки, занимающиеся спортом склонны считать, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Подростки занимающиеся спортом также обладают более развитым чувством субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности брать на себя ответственность в разнообразных неприятностях и неудачах.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. - СПб.: Изд-во СГУ, 2007.

2. Бабушкин Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в различных видах спортивной деятельности. // Теория и практика физической культуры, 2005, №10. - C.6 - 12.

3. Волейбол / Под ред.А.Б. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 368 с.

4. Клейменов В.Н., Романцов М.Г., Высочина Л.В. Основы медицинских и психолого-педагогических знаний в деятельности преподавателей школы: Учебное пособие для студентов педагогического профиля гуманитарных университетов. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 80 с., 1996. - 97 с.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2003. - 272 с.

6. Соколов Д.К. Акселерация. Загадка 20 века. - М.: Знание, 1969. - 32 с.

7. Солопов И.Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

8. Сосюкало О.Д. и др. О структуре психической патологии среди различных подростковых популяционных групп. - М.: Издательство медицинской литературы, 1962. - 125c.

9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр "Академия" 2001. - 368с.

10. Степанов С. Против поспешности. // Школьный психолог, 2002, №7. - C.8-12.

11. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФК и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480с.

12. Ченегив В.М. Функциональная система антигравитации как механизм саморегуляции онтогенетических процессов при занятиях физическими упражнениями. // Теория и практика физической культуры, 1997, №8. - C.21-28.

13. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998.

Приложения

Приложение 1

Опросник для самооценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко)

1. Я уже определил цель на будущее и готовлюсь к ее осуществлению.

2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.

3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому мешает.

4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, т.к. считаю, что легче жить сегодняшним днем.

6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

7. Неудачи выбивают меня из колеи, я отказываюсь от намерения добиться чего-нибудь значительного.

8. Если я уж поставил перед собой важную цель, меня трудно остановить.

9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

10. Я несколько раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой саморганизованности.

11. При возникновении трудностей, я начинаю сомневаться, стоит ли доводить начатое до конца.

12. Мне часто бывает трудно довести начатое до конца, особенно если на это требуются недели и месяцы.

13. Мои близкие считают меня одержимым.

14. Я испытываю большое удовлетворение когда добиваюсь своего вопреки трудностям.