Вопрос 41. Сущность и классификация мотивационных теорий
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Основная задача мотивации заключается в том, чтобы служащие выполняли свои функции в соответствии с планом и делегированными им обязанностями и полномочиями.
В исследования в этой области привели к созданию современных теорий мотивации, которые основаны на изучении потребностей людей (Содержательные теории) и поведения людей с учетом их восприятия и познания (Процессуальные теории).
Содержательные теории мотивации включают:
теорию иерархии потребностей (теория Маслоу); теорию потребностей высших уровней (теория Мак-Клелланда); двухфакторную теорию (теория Герцберга).
Сущность теории иерархий потребностей
По этой теории все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.
Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциирует у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциирует с недостаточным удовлетворением.
Сущность теории потребностей высших уровней
Согласно теории потребностей высших уровней, людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.
Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения.
Потребность причастности включает чувство принадлежности к чему-либо, социального взаимодействия, общения, привязанности и поддержки.
Сущность двухфакторной теории
Двухфакторная теория разделяет все факторы, влияющие на мотивацию людей, на две группы:
1) «Гигиенические» факторы, связанные с условиями выполнения работы. К ним относятся: заработок; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень непосредственного контроля за работой. При отсутствии этих факторов у человека возникает неудовлетворение работой, но они недостаточны для мотивации.
2) «Мотиваторы», связанные с характером и сущностью самой работы. К ним относятся: успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможности профессионального роста. Наличие этих факторов мотивирует людей на выполнение работы.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а также ожиданиями и восприятием конкретной ситуации.
Основными из этих теорий являются:
теория ожидания В. Врума; теория справедливости Д. Адамса; модель мотивации Портера-Лоулера; теория партисипативного управления; теория постановки целей Э. Локка.
Сущность теории ожидания. Согласно теории ожидания, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации, человек должен также надеяться на то, что его действия приведут к желаемым результатам. Теория ожидания выделяет три фактора, влияющие на мотивацию.
Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты. Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение. Ожидаемая ценность вознаграждения.
Если значение любого из этих факторов будет мало, то мотивация и результаты труда будут низкими.
Сущность теории справедливости. Люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с затраченными усилиями и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает дисбаланс, то человек испытывает чувство несправедливости и психологическое напряжение. В этом случае люди начинают работать менее интенсивно или стремятся повысить вознаграждение. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что люди будут уменьшать интенсивность своего труда до тех пор, пока не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение.
Сущность модели мотивации Портера—Лоулера. Модель мотивации Портера—Лоулера основана на теориях ожиданий и справедливости. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченные усилия, способности и характер человека, осознание им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.
Теория постановки целей Локка. Она исходит из того, что люди способны воспринимать цели организации как свои собственные и стремиться к их достижению, получая удовлетворение от выполненной работы.
Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.
Ключевым понятием в теории мотивации является вознаграждение, которое имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие.
Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Существует два главных типа вознаграждения: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение дает человеку сама работа (служба). Например, это чувство достижения результата, чувство самоуважения, значимости и содержательности работы.
Внешнее вознаграждение дается человеку организацией за результаты работы, например поощрения, премии, продвижение по службе, похвала и признание.
- Вопрос 1. Основные этапы развития экономической теории: меркантелисты, физиократы, классическая политическая экономия, маржинализм, неоклассика (экономикс), кейнсианство, институционализм.
- Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории. Основные вопросы экономики.
- Вопрос 3. Основные экономические понятия: потребности, блага, экономические ресурсы. Производственные возможности общества и проблема выбора. Альтернативная стоимость.
- Вопрос 4. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная.
- Вопрос 5. Рыночная экономика и механизм её функционирования. Принцип «невидимой рука рынка» а. Смита. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Экономическая эффективность рынка совершенной конкуренции обусловлена тем, что: фирмы продают по ценам, равным предельным издержкам производства
- Вопрос 10. Выручка и прибыль фирмы. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба.
- Вопрос 11. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночная власть и ее источники. Классификация рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
- Вопрос 13. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции. Модели стратегического взаимодействия фирм на рынке олигополии.
- Цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становиться и качество товара.
- В условия монополистической конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, такими факторами, как особенности продукта и расходы по сбыту.
- Вопрос 15. Провалы рынка: внешние эффекты (экстерналии), общественные блага, неравенство в распределении доходов. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- Вопрос 16. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические агенты и рынки. Модель кругооборота доходов и расходов. Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 17. Система национальных счетов и ее показатели. Ввп: понятие, методы и проблемы измерения. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен.
- Вопрос 18. Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса предложения. Равновесие в модели ad-as.
- Вопрос 19. Экономический рост: понятие, показатели, типы и факторы. Эффект «быстрого старта».
- Вопрос 20. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ввп. Виды экономических циклов.
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- Вопрос 22. Инфляция: понятие и основные причины. Инфляция спроса и инфляция издержек. Стагфляция. Экономические и социальные последствия инфляции.
- Экономические последствия, вызванные инфляцией:
- Социальные последствия инфляции:
- Вопрос 23 Потребление, сбережения и инвестиции в модели Кейнса. Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Эффект мультипликатора. Роль государственного сектора в кейнсианской модели.
- Вопрос 24. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политика. Виды налогов. Кривая Лаффера. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискриционная.
- Вопрос 25. Государственный бюджет: источники доходов и структура расходов. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Виды государственного долга.
- Вопрос 26. Спрос на деньги в классической и кейнсианской моделях. Виды спроса на деньги. Предложение денег и денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 27. Цели, инструменты, основные направления денежно-кредитной политики, её проблемы и противоречия денежно-кредитной политики.
- Вопрос 28. Современная банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки. Процесс создания денег коммерческими банками.
- Вопрос 31. Ввп и способы его измерения.
- Методы расчёта
- Ввп по доходам
- Ввп по расходам
- Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- Вопрос 33. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- Вопрос 34. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- Вопрос 35. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход к управлению
- Вопрос 38. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- Вопрос 39. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- Виды мотивации
- Вопрос 40. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Вопрос 41. Сущность и классификация мотивационных теорий
- Вопрос 42. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- Вопрос 43. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- Вопрос 44. Понятие и содержание методов менеджмента.
- Вопрос 45. Понятие и классификация управленческих решений.
- Вопрос 46. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Вопрос 47 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Вопрос 48. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- Вопрос 49 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Вопрос 50. Управление процессом адаптации человека и организации.
- Вопрос 51. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- Вопрос 52. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- Вопрос 53. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
- Вопрос 54. Понятие и характеристика основных стилей управления.
- Вопрос 55. Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- Вопрос 56. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- Вопрос 59. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- Вопрос 60. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Вопрос 61. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
- Вопрос 62. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
- Вопрос 63. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения
- Вопрос 64. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
- II. Социальное восприятие и управление впечатлением
- Вопрос 65. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
- Вопрос 66. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- Вопрос 67. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы
- Вопрос 68. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Вопрос 69.Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
- Вопрос 70. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
- Вопрос 71. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
- 2.2. Основные этапы переговоров, способы подачи позиции
- Вопрос 72. Набор, отбор и наем персонала.
- Вопрос 73. Кадровая политика организации.
- Вопрос 74.Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- Вопрос 75. Цели и функции системы управления персоналом.
- Вопрос 76. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- Вопрос 77. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Вопрос 78. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- Вопрос 79. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
- Вопрос 81. Оценка деятельности кадровой службы.
- Вопрос 82. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- Вопрос 83. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- Вопрос 84. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Вопрос 85. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Вопрос 86. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- Вопрос 87. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Вопрос 88. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета
- Вопрос 89. Финансовый менеджмент как система управления.
- Вопрос 90. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- Вопрос 91. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет
- Вопрос 92. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- Вопрос 93. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- Вопрос 94. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- Вопрос 95. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- Вопрос 96. Управление дебиторской задолженностью.
- Вопрос 97. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- Вопрос 98 Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- Вопрос 99. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.
- Вопрос 100. Виды предпринимательской деятельности
- 1. Производственное предпринимательство
- 2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
- 3. Финансово-кредитное предпринимательство.
- 4. Посредническое предпринимательство
- 5. Страховое предпринимательство.