logo
ГОСы ИГА устный экзамен менеджмент

Вопрос 24. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политика. Виды налогов. Кривая Лаффера. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискриционная.

Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это меры правительства по изменению госрасходов, налогообложений и состояние госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости  и производство не инфляционного БНП.

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Нало́г— обязательный, индивидуально безвозмездныйплатёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований[

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы отфакторов производства[2]икосвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, какналог на доходы физических лиц,налог на прибыльи подобные[2]. К косвенным налогам относятсяналог на добавленную стоимость,акцизыи другие

Кривая Лаффера— графическое отображение зависимости междуналоговымипоступлениями и динамикойналоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистомАртуром Лаффером/

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства,

БНП бывает стимулирующая или фискальная экспансия и сдерживающая или фискальная рестрикция.

Стимулирующая политикав краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление цикличности спада в экономическом и предполагаемом увеличение госрасходов или снижение налоговых ставок или их комбинирование.

Сдерживающаяполитика имеет своей целью ограниченность циклического подъёма в экономике и предпологает снижение госрасходов или увеличение налоговых ставок или комбинацию этих мер.

Кроме этого различают дискреционную и не дискреционную фискальные политики.

Дискреционная фискальная политика– это целенаправленное изменение величины госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате спец решений правительства.

Не дискреционная фискальная политика– это автоматическое изменение госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Не дискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды спада и подъема в экономике. При не дискреционной фискальной политике бюджетный дефицит возникает автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.