Вопрос 66. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
Теории содержания мотивации - основное внимание уделяют, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются: теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория двух факторов Герцберга, теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда. Теории процесса мотивации пытаются объяснить почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория справедливости, теория Портера-Лоулера объясняют, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают ключ к построению действенной системы мотивирования людей. ^ Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. АльдерфераА. Маслоу и К. Альдерфер уделяют основное внимание внутренним потребностям индивидов, в то время как Ф. Герцберг, определяет и разделяет позволяющие обеспечить удовлетворение нужд сотрудников условия (содержание труда и рабочую среду). Альдерфер высказывает мнение, что неспособность удовлетворить потребности взаимоотношений или роста инициирует новое обращение индивида к потребностям существования. Все три модели указывают, что поощрение сотрудника предполагает предварительную идентификацию его доминирующих потребностей. Но модель^ Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера обладает некоторыми существенными недостатками. Во-первых, в нее не включен такой объективный фактор, как условия труда. Еще Герцберг подчеркивал важность этого фактора в процессе формирования мотивации. Во-вторых. В модели отсутствует основополагающий фактор – потребности. Ведь без существования действующих потребностей человек не будет вступать в трудовые отношения. В связи с этим можно отметить, что в модели отсутствуют условия входа и выхода их трудовых отношений и предполагается, что работник уже вступил в них. В настоящее время, с точки зрения теории управления, мотивация рассматривается как процесс формирования у работников стимулов к деятельности по достижении личных целей и целей предприятия. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения. Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения).
- Вопрос 1. Основные этапы развития экономической теории: меркантелисты, физиократы, классическая политическая экономия, маржинализм, неоклассика (экономикс), кейнсианство, институционализм.
- Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории. Основные вопросы экономики.
- Вопрос 3. Основные экономические понятия: потребности, блага, экономические ресурсы. Производственные возможности общества и проблема выбора. Альтернативная стоимость.
- Вопрос 4. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная.
- Вопрос 5. Рыночная экономика и механизм её функционирования. Принцип «невидимой рука рынка» а. Смита. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Экономическая эффективность рынка совершенной конкуренции обусловлена тем, что: фирмы продают по ценам, равным предельным издержкам производства
- Вопрос 10. Выручка и прибыль фирмы. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба.
- Вопрос 11. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночная власть и ее источники. Классификация рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
- Вопрос 13. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции. Модели стратегического взаимодействия фирм на рынке олигополии.
- Цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становиться и качество товара.
- В условия монополистической конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, такими факторами, как особенности продукта и расходы по сбыту.
- Вопрос 15. Провалы рынка: внешние эффекты (экстерналии), общественные блага, неравенство в распределении доходов. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- Вопрос 16. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические агенты и рынки. Модель кругооборота доходов и расходов. Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 17. Система национальных счетов и ее показатели. Ввп: понятие, методы и проблемы измерения. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен.
- Вопрос 18. Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса предложения. Равновесие в модели ad-as.
- Вопрос 19. Экономический рост: понятие, показатели, типы и факторы. Эффект «быстрого старта».
- Вопрос 20. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ввп. Виды экономических циклов.
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- Вопрос 22. Инфляция: понятие и основные причины. Инфляция спроса и инфляция издержек. Стагфляция. Экономические и социальные последствия инфляции.
- Экономические последствия, вызванные инфляцией:
- Социальные последствия инфляции:
- Вопрос 23 Потребление, сбережения и инвестиции в модели Кейнса. Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Эффект мультипликатора. Роль государственного сектора в кейнсианской модели.
- Вопрос 24. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политика. Виды налогов. Кривая Лаффера. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискриционная.
- Вопрос 25. Государственный бюджет: источники доходов и структура расходов. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Виды государственного долга.
- Вопрос 26. Спрос на деньги в классической и кейнсианской моделях. Виды спроса на деньги. Предложение денег и денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 27. Цели, инструменты, основные направления денежно-кредитной политики, её проблемы и противоречия денежно-кредитной политики.
- Вопрос 28. Современная банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки. Процесс создания денег коммерческими банками.
- Вопрос 31. Ввп и способы его измерения.
- Методы расчёта
- Ввп по доходам
- Ввп по расходам
- Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- Вопрос 33. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- Вопрос 34. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- Вопрос 35. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход к управлению
- Вопрос 38. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- Вопрос 39. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- Виды мотивации
- Вопрос 40. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Вопрос 41. Сущность и классификация мотивационных теорий
- Вопрос 42. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- Вопрос 43. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- Вопрос 44. Понятие и содержание методов менеджмента.
- Вопрос 45. Понятие и классификация управленческих решений.
- Вопрос 46. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Вопрос 47 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Вопрос 48. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- Вопрос 49 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Вопрос 50. Управление процессом адаптации человека и организации.
- Вопрос 51. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- Вопрос 52. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- Вопрос 53. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
- Вопрос 54. Понятие и характеристика основных стилей управления.
- Вопрос 55. Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- Вопрос 56. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- Вопрос 59. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- Вопрос 60. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Вопрос 61. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
- Вопрос 62. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
- Вопрос 63. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения
- Вопрос 64. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
- II. Социальное восприятие и управление впечатлением
- Вопрос 65. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
- Вопрос 66. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- Вопрос 67. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы
- Вопрос 68. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Вопрос 69.Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
- Вопрос 70. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
- Вопрос 71. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
- 2.2. Основные этапы переговоров, способы подачи позиции
- Вопрос 72. Набор, отбор и наем персонала.
- Вопрос 73. Кадровая политика организации.
- Вопрос 74.Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- Вопрос 75. Цели и функции системы управления персоналом.
- Вопрос 76. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- Вопрос 77. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Вопрос 78. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- Вопрос 79. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
- Вопрос 81. Оценка деятельности кадровой службы.
- Вопрос 82. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- Вопрос 83. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- Вопрос 84. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Вопрос 85. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Вопрос 86. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- Вопрос 87. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Вопрос 88. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета
- Вопрос 89. Финансовый менеджмент как система управления.
- Вопрос 90. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- Вопрос 91. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет
- Вопрос 92. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- Вопрос 93. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- Вопрос 94. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- Вопрос 95. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- Вопрос 96. Управление дебиторской задолженностью.
- Вопрос 97. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- Вопрос 98 Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- Вопрос 99. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.
- Вопрос 100. Виды предпринимательской деятельности
- 1. Производственное предпринимательство
- 2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
- 3. Финансово-кредитное предпринимательство.
- 4. Посредническое предпринимательство
- 5. Страховое предпринимательство.