Вопрос 49 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Существует деление организационных культур на субъективные и объективные.
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная организационная культура служит основой формирования Управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между сходными на первый взгляд организационными культурами. Например, две компании могут заявлять о качественном обслуживании своих клиентов. Но конечный результат будет во многом зависеть от того, как осуществляется руководство этим процессом.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание, его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета, объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянок для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степей отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Содержание организационной культуры
Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, в других - через индивидуализм); Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируют в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур); Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.); Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; моно - или полихроническое использование времени); Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются; Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь, этичное поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали); Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин); Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек - машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).
- Вопрос 1. Основные этапы развития экономической теории: меркантелисты, физиократы, классическая политическая экономия, маржинализм, неоклассика (экономикс), кейнсианство, институционализм.
- Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории. Основные вопросы экономики.
- Вопрос 3. Основные экономические понятия: потребности, блага, экономические ресурсы. Производственные возможности общества и проблема выбора. Альтернативная стоимость.
- Вопрос 4. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная.
- Вопрос 5. Рыночная экономика и механизм её функционирования. Принцип «невидимой рука рынка» а. Смита. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Экономическая эффективность рынка совершенной конкуренции обусловлена тем, что: фирмы продают по ценам, равным предельным издержкам производства
- Вопрос 10. Выручка и прибыль фирмы. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба.
- Вопрос 11. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночная власть и ее источники. Классификация рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
- Вопрос 13. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции. Модели стратегического взаимодействия фирм на рынке олигополии.
- Цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становиться и качество товара.
- В условия монополистической конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, такими факторами, как особенности продукта и расходы по сбыту.
- Вопрос 15. Провалы рынка: внешние эффекты (экстерналии), общественные блага, неравенство в распределении доходов. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- Вопрос 16. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические агенты и рынки. Модель кругооборота доходов и расходов. Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 17. Система национальных счетов и ее показатели. Ввп: понятие, методы и проблемы измерения. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен.
- Вопрос 18. Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса предложения. Равновесие в модели ad-as.
- Вопрос 19. Экономический рост: понятие, показатели, типы и факторы. Эффект «быстрого старта».
- Вопрос 20. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ввп. Виды экономических циклов.
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- Вопрос 22. Инфляция: понятие и основные причины. Инфляция спроса и инфляция издержек. Стагфляция. Экономические и социальные последствия инфляции.
- Экономические последствия, вызванные инфляцией:
- Социальные последствия инфляции:
- Вопрос 23 Потребление, сбережения и инвестиции в модели Кейнса. Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Эффект мультипликатора. Роль государственного сектора в кейнсианской модели.
- Вопрос 24. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политика. Виды налогов. Кривая Лаффера. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискриционная.
- Вопрос 25. Государственный бюджет: источники доходов и структура расходов. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Виды государственного долга.
- Вопрос 26. Спрос на деньги в классической и кейнсианской моделях. Виды спроса на деньги. Предложение денег и денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 27. Цели, инструменты, основные направления денежно-кредитной политики, её проблемы и противоречия денежно-кредитной политики.
- Вопрос 28. Современная банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки. Процесс создания денег коммерческими банками.
- Вопрос 31. Ввп и способы его измерения.
- Методы расчёта
- Ввп по доходам
- Ввп по расходам
- Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- Вопрос 33. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- Вопрос 34. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- Вопрос 35. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход к управлению
- Вопрос 38. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- Вопрос 39. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- Виды мотивации
- Вопрос 40. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Вопрос 41. Сущность и классификация мотивационных теорий
- Вопрос 42. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- Вопрос 43. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- Вопрос 44. Понятие и содержание методов менеджмента.
- Вопрос 45. Понятие и классификация управленческих решений.
- Вопрос 46. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Вопрос 47 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Вопрос 48. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- Вопрос 49 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Вопрос 50. Управление процессом адаптации человека и организации.
- Вопрос 51. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- Вопрос 52. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- Вопрос 53. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
- Вопрос 54. Понятие и характеристика основных стилей управления.
- Вопрос 55. Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- Вопрос 56. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- Вопрос 59. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- Вопрос 60. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Вопрос 61. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
- Вопрос 62. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
- Вопрос 63. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения
- Вопрос 64. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
- II. Социальное восприятие и управление впечатлением
- Вопрос 65. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
- Вопрос 66. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- Вопрос 67. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы
- Вопрос 68. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Вопрос 69.Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
- Вопрос 70. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
- Вопрос 71. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
- 2.2. Основные этапы переговоров, способы подачи позиции
- Вопрос 72. Набор, отбор и наем персонала.
- Вопрос 73. Кадровая политика организации.
- Вопрос 74.Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- Вопрос 75. Цели и функции системы управления персоналом.
- Вопрос 76. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- Вопрос 77. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Вопрос 78. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- Вопрос 79. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
- Вопрос 81. Оценка деятельности кадровой службы.
- Вопрос 82. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- Вопрос 83. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- Вопрос 84. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Вопрос 85. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Вопрос 86. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- Вопрос 87. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Вопрос 88. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета
- Вопрос 89. Финансовый менеджмент как система управления.
- Вопрос 90. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- Вопрос 91. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет
- Вопрос 92. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- Вопрос 93. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- Вопрос 94. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- Вопрос 95. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- Вопрос 96. Управление дебиторской задолженностью.
- Вопрос 97. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- Вопрос 98 Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- Вопрос 99. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.
- Вопрос 100. Виды предпринимательской деятельности
- 1. Производственное предпринимательство
- 2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
- 3. Финансово-кредитное предпринимательство.
- 4. Посредническое предпринимательство
- 5. Страховое предпринимательство.