3. Основные методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование базируется на выбранной хозяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов и предполагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение.
В России главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Это министерство определяет пути и разрабатывает методы эффективного развития экономики, обеспечивающие социально-экономический прогресс Российской Федерации.
Основными задачами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации являются:
- организация и координация разработки приоритетных направлений развития экономики, комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, отраслей и секторов экономики;
- разработка сводного финансово баланса государства, обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета;
- анализ экономического положения страны, основных тенденций, проведение экономической реформы, определение стратегии дальнейшего развития;
- осуществление организационно-методического руководства и координации работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
- организация разработки государственной инвестиционной политики, обоснование структурной политики;
- формирование объемов и структуры поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;
- участие в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;
- внесение предложений по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;
- лицензирование деятельности лизинговых компаний;
- организация разработки и обеспечение реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций.
В государственном регулировании экономики на макроуровне важное значение имеет правильный выбор показателей, надежных социально-экономических критериев, индикаторов. Без них не ответить на вопрос: имеется ли потребность в регулировании, в том ли направлении оно осуществляется.
В прежней системе основным источником данных для расчета макроэкономических показателей служил баланс народного хозяйства. В настоящее время, основными, объемными показателями стали валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт.
В связи с переходом к рынку внедряется система национальных счетов, в которой показатели основных счетов (производство, образование доходов, капитальные затраты, продукты и услуги, финансы) распределяются по секторам: предприятия, финансовые учреждения, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства, внешнеэкономические связи. Одновременно на вооружение берутся финансовые показатели: инфляция, денежная масса, обменный курс и так далее. Считается, что их набор обеспечивает надежный контроль, за ходом реформ.
Государственное регулирование опирается на использование прямых и косвенных рычагов и методов. Воздействие на экономику осуществляется через право, бюджетную, банковскую системы, государственные заказы, таможню.
Чем сложнее и острее ситуация, тем выше значение прямых административных методов, которые позволяют сосредоточить ресурсы на развитии базовых отраслей, оставляющих фундамент народного хозяйства и обеспечивающих быструю окупаемость средств, повышать мобильность факторов производства, предупреждать и устранять диспропорции.
Мощным средством воздействия на экономику является бюджетное регулирование. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются собственными источниками доходов и правом определения направлений их расходования.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. Ее стратегические и краткосрочные ориентиры определяются Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Регулирующее влияние на экономику оказывают механизм формирования доходной и расходной частей, размеры бюджетного дефицита. Источниками доходов являются: налоги и сборы; пошлины за услуги государственных органов; торговля оружием, драгоценными металлами и камнями; отвод и аренда земель, лесов; сдача в концессию недр; продажа и аренда государственного имущества; выпуск ценных бумага; проценты по кредитам и другое.
Активно влияет на экономику, вызывает мультипликаторный спрос, оживляя и расширяя производство – государственный заказ. Он является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка.
На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федеральным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ, определяются и обеспечиваются региональными органами государственной власти.
- Билет № 1
- Билет № 3
- Билет № 4
- 3. Основные методы государственного регулирования экономики.
- 4. Трудовые отношения и стороны: основания возникновения, основные права и обязанности.
- Билет № 7
- Специальные внебюджетные фонды.
- Билет №8
- Растениеводство.
- Животноводство.
- Билет № 9
- Билет № 10
- Билет № 13
- Билет № 14