Билет № 1
Понятие декомпозиции. Модели и принципы декомпозиции.
Основной операцией декомпозиции является разбиение целого на части; система распадается на подсистемы, проблема – на составляющие проблемы, а цели на подцели и т.д. Декомпозиция – процедура формального разбиения системы на составляющие её элементы (разбиение целого на части).
При нормативном определении множества эл-тов декомпозиции используются в основном три вида моделей:
- Модель «состава», предназначенная для определения формального набора эл-тов системы
- Модель структуры, позволяющая раскрыть внутренние эл-ты и взаимосвязи между ними
- Модель «жизненного цикла», обеспечивающая выделение строго упорядоченной совокупности эл-тов, описывающих эволюционное преобразование исходных ресурсов в конечные продукты и услуги системы.
Принцип декомпозиции (структурирования, детализации) применяется для детализации и уточнения модели. При этом уровень детализации модели определяется целями построения модели и устанавливается непосредственно разработчиком модели. Собственно, декомпозиция – это процесс, в ходе которого разработчик описывает внутреннюю структуру функционального блока.
Формы социально-экономических и политических процессов.
Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.
Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению.
Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор.
Развитие социально-экономического или политического процесса может быть обусловлено влиянием как внутренних, так и внешних по отношению к среде протекания причин. В первом случае (эндогенный процесс) динамика процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, в то время как процесс второго вида (экзогенный) вызывается активным вмешательством в его ход извне.
В соответствии со скоростью развертывания процесса, проявляющейся в политике стимуляции субъекта, контролирующего и направляющего его, он может быть форсированным (интенсивным), равномерным или вялым.
С точки зрения восприятия наблюдателя процессы подразделяются на простые и сложные. Простыми являются такие процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными же называются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем методологических средств.
Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные. Конкретный диапазон значений продолжительности процесса, соответствующий каждой разновидности, может быть задан характером процесса.
Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть документов (например, бюджеты) рассчитана именно на данный период.
Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного прогноза варьируется от одного до пяти лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает порог основных регламентирующих документов, задающих сроки краткосрочных целей.
Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной основе, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются главным образом в форме сценариев. Особое значение соотношение между долгосрочными и краткосрочными процессами имеет в макроэкономике.
Исходя из отражения процессов в сознании, их можно разделить на явные и скрытые (латентные). Явные процессы можно распознать, предугадать, у них можно выявить цель. В скрытых процессах этого сделать нельзя. Их актуализация в сознании неожиданна с точки зрения наблюдателя или исследователя, что в свою очередь не позволяет соотнести проявление с некоторой целостной системой, образующей процесс.
Все социально-экономические и политические процессы проистекают на трех уровнях. В этой связи выделяют макропроцессы, мезопроцессы и микропроцессы. Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, государств, регионов, этнических групп (например, глобализация, войны, экономическая интеграция). Мезопроцессы охватывают большие сообщества (к примеру, коррупция власти, партийное строительство). Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах и т.д.
Также выделяются случайные (неспланированные потасовки на демонстрациях, митингах) и спланированные процессы. Спланированным процесс является в случае, если он инициируется, конструируется и управляется для достижения определенных целей.
Если процессы имеют единственную траекторию развертывания, то они относятся к однолинейным. В случае развития процесса по нескольким альтернативным направлениям, он относится к мультилинейным (например, процесс развития социализма: советский, восточноевропейский, китайский и т.д.). В некоторых случаях рассматриваются циклические процессы (экономический кризис — экономический подъем — экономический кризис и т.д.).
Понятие бюджетной классификации. Расходная часть бюджетов (на примере Федерального и муниципального бюджетов).
Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.
Рассмотрим бюджетную классификацию, установленную действующим законодательством РФ (закон РФ «О Бюджетной классификации РФ» от 26 июня 1996 года).
В рамках бюджетной классификации расходов бюджетов выделяют три вида: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов, отражающей направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Данная группировка состоит из разделов и подразделов, определяющих ее первый и второй уровни соответственно. Основными разделами этой классификации являются следующие: государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность и общественная безопасность, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, вложения в промышленность и сельское хозяйство, охрана окружающей среды, транспорт, дороги, связь и информатика, жилищно-коммунальное хозяйство, борьба со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, обслуживание государственного долга, развитие регионов, прочие расходы.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета отражает распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из федерального бюджета. Она включает следующие разделы: перечень прямых получателей средств из федерального бюджета; классификацию целевых статей расходов федерального бюджета; классификацию видов расходов федерального бюджета; распределение расходов федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям средств из федерального бюджета. Перечень прямых получателей бюджета включает федеральные министерства и государственные комитеты, некоторые общественные организации, крупнейшие научные и учебные учреждения, наиболее ценные памятники истории и архитектуры, музеи, театры, библиотеки и другие учреждения культуры национального значения. Целевые статьи расходов определяют конкретные направления затрат бюджетных средств из федерального бюджета. Перечень прямых получателей бюджета включает федеральные министерства и государственные комитеты, некоторые общественные организации, крупнейшие научные и учебные учреждения, наиболее ценные памятники истории и архитектуры, музеи, театры, библиотеки и другие учреждения культуры национального значения. Целевые статьи расходов определяют конкретные направления затрат бюджетных средств, распределяемых по получателям бюджета. Это такие статьи, как содержание Президента и его администрации, Государственной Думы, обеспечение деятельности Правительства, органов судебной и государственной власти, избирательных комиссий, органов государственной статистики, обеспечение нужд армии, затраты на освоение космоса и космические исследования, государственные инвестиции, научные исследования, государственная поддержка отраслей народного хозяйства. В остальных разделах этой классификации производятся детализация и конкретизация группировок видов расходов по целевым статьям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Эта классификация включает следующие разделы: текущие расходы (оплата труда государственных служащих и страховые платежи во внебюджетные фонды, оплата расходов государственного аппарата, выплата процентов по государственным займам, предоставление субсидий и трансфертов); капитальные расходы (вложения в основные фонды, жилищное и производственное капитальное строительство и капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов, покупка земли и нематериальных активов); предоставление государственных кредитов (ссуды субъектам Федерации, финансовым организациям, предприятиям, зарубежным заемщикам).
Физические лица: понятие, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Имущественная ответственность. Эмансипация.
Физические лица – это граждане.
Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Эмансипация. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в .т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. (ст. 27 ГК РФ)
Имущественная ответственность. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. (ст. 24 ГК РФ)
Деликтоспособность — способность физического лица самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. Иногда рассматривается как элемент гражданской дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность.
- Билет № 1
- Билет № 3
- Билет № 4
- 3. Основные методы государственного регулирования экономики.
- 4. Трудовые отношения и стороны: основания возникновения, основные права и обязанности.
- Билет № 7
- Специальные внебюджетные фонды.
- Билет №8
- Растениеводство.
- Животноводство.
- Билет № 9
- Билет № 10
- Билет № 13
- Билет № 14