logo
Госы 080504 (2008г) / Билеты ГОС / Ответы на билеты

Билет № 10

  1. Статистические группировки, виды группировок и их характеристики.

Группировки – это разбиение совокупности группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким – либо признакам.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально – экономических типов (частных подсовокупностей). Может строиться для разных целей и по различным критериям.

Структурная дает возможность описывать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги и охарактеризовать структуру..

Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками – факторным и результативным.

В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные группировки. Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой.

Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

По отношениям между признаками выделяют иерархические и неиерархические группировки.

Иерархические группировки выполняются по двум и более признакам, при этом значения второго признака определяются областью значений первого (напр., классификация отраслей промышленности по подотраслям).

Неиерархические группировки строятся, когда строгой зависимости значений второго признака от первого не существует.

  1. Понятие модели системы. Модели «черного ящика», «состава», «структуры».

Множество окружающих нас предметов и явлений обладают различными свойствами. Процесс познания этих свойств состоит в том, что мы создаем для себя некоторое представление об изучаемом объекте, помогающее лучше понять его внутреннее состояние, законы функционирования, основные характеристики. Такое представление, выраженное в той либо иной форме, называют моделью.

Наиболее простым абстрактным уровнем описания системы является модель «черного ящика».

В этом случае предполагается, выделенная система связана со средой через совокупность входов и выходов.

Выходы- результаты деятельность системы, конечные продукты, предназначение для потребление вне её, а входы- множество воздействий внешней среды на систему, при этом мы ничего не знаем и не хотим знать о внутреннем содержании системы. Модель в этом случае отражает два важных и существенных её свойства: целостность и обособленность от среды. Такая модель , несмотря на её внешнюю простоту и отсутствие сведений о внутренней структуре, оказывается часто полезной и достаточной для практического использования. Например, для исследования работоспособности телевизора необходимо проверить 2 его выхода: аудио и видео и 2 входа: электрический и радио входы. Если отсутствует и аудио и видео, то нужно проверять оба входа, если отсутствует один выход, то анализу подлежит радиовход.

Построение модели «черного ящика» является нетривиальной задачей, т.к. ответ на вопрос о содержании множеств не всегда однозначен. Построение модели основывается на выборе из бесконечного множества связей системы со средой их конечного множества, адекватно отражающего цели исследования.

В случае если исследования системы на уровне «черного ящика» не дали положительных результатов(входы системы соответствуют нормативным значениям, а выходы не соответствуют), требуется подробный анализ внутреннего содержания системы. Будем считать. Что внутренняя структура любой системы является неоднородной и состоит из множества элементов, реализующих вполне конкретные функции. Содержания «черного ящик» на составляющие позволяет строить модели состава систем

Построение модели состава в силу многообразия природы и форм элементов – сложный процесс. Если дать задание нескольким экспертам выделить состав одной и той же системы, то результаты их работы могут существенно различаться.

В результате построения модели состава системы будет выявлен её элементарный состав и определены элементы, не выполняющие свои функции.

Простота и доступность модели «черного ящика» и состава позволяет решать с их использованием множество практических задач. Вместе с тем для более дательного изучения систем необходимо устанавливать в модели состава отношения(связи) между элементами. Описание системы через совокупность необходимых и достаточных для достижения целей отношений между элементами назовем моделью структуры системы.

Дальнейшим логическим развитием модели структуры является структурная модель системы , описывающая все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой(входы и выходы системы). В качестве структурной модели социально-экономической действительности можно рассматривать следующую схему:

Все структурные схемы имеют нечто общее, что побудило рассматривать их как особый объект математических исследований. Наиболее общей математической моделью описания структурной схемы являются различные графовые модели. Графы могу изображать любые структуры, при этом некоторые типы структур имеют особенности, важные для практики, выделенные в специальные классы. Например, для производственного процесса в качестве его топологического описания обычно используется понятие производственно-технологической структуры, под которой понимается совокупность элементарных производств и видов деятельности, упорядоченную в соответствии с технологической последовательностью получения промежуточных и конечных продуктов деятельности системы.

  1. Неналоговые доходы бюджетов (на примере Федерального и муниципального бюджетов).

К неналоговым доходам федеральных бюджетов относятся:

- доходы от распоряжения и управления (часть прибыли федеральных предприятий, инвестиции, выпуск и продажа государственных ценных бумаг);

- доходы от внешнеэкономической деятельности государства.

К неналоговым доходам муниципальных бюджетов относятся:

- доходы от управления и распоряжения муниципальной собственностью (часть прибыли от муниципальных унитарных предприятий, дивиденты по акциям, услуги муниципальных учреждений, выпуск и продажа муниципальных ценных бумаг, муниципальная лотерея, средства сомообложения граждан);

- безвозмездные перечисления от вышестоящих бюджетов: субвенции (целевые поступления – напр. только на з/п учителям), дотации (средства из выщестоящих бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности), субсидии (целевые посутпления).

Выравнивание бюджетной обеспеченности и помощь муниципальным бюджетам на примере Томской обл. (7 фондов):

  1. фонд финансовой поддержки государственных округов (муниципальных районов) – это дотации;

  2. фонд финансовой поддержки поселений;

  3. фонд компенсаций (субвенции);

  4. фонд софинансирования социальных расходов;

  5. фонд развития муниципальных образований (стратегические программы);

  6. фонд стимулирования муниципальных образований (оценка деятельности местного аппарата управления);

  7. фонд инвестиционный (инвестирование проектов).

.

  1. Административное правонарушение: понятие, формы вины, возраст, виды.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

     1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.      2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.