logo
диплом Наумова Е

Введение

Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной коррекционной школы. Ее актуальность обусловлена и обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у школьников с умственной отсталостью приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формированию у них активной жизненной позиции. (И.Г. Еременко, Т.В. Жук, Т.Д. Ильяшенко, Ж.И. Намазбаева, Б.И. Пинский, Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова)

Для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью мотива от ситуации, затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования мотивов, при котором мотив остается лишь знаемым и не побуждает к действию. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева)

Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников характеризуется слабостью мотивов учебной деятельности и их неустойчивостью, мотивы деятельности усваиваются формально, не становясь собственными мотивами и стремлениям. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева)

В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. (Л. С. Выготский, А.Р.Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева)

В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что позволяет говорить о практической неразрешённости данной проблемы. Кроме того, вопрос мотивации учения детей с нарушением интеллекта требует более внимательного рассмотрения.

Развитие мотивации учебной деятельности умственно отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной коррекционной школе.

Исходя из актуальности данной проблемы, были определены цели и задачи исследования.

Цель исследования: выявить особенности состояния мотивации учебной деятельности учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Объектом исследования является учебная деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Предметом исследования выступают особенности состояния мотивации учебной деятельности учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предположение о том, что мотивация учебной деятельности детей с умственной отсталостью к началу обучения оказывается несформированной, и изучение ее качественной и количественной характеристики, позволит определить рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности, стало гипотезой нашего исследования.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить особенности состояния мотивации учебной деятельности умственно отсталых учащихся.

  3. Дать количественную и качественную характеристику полученных результатов.

  4. Дать рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности учащихся 1-го класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование.

Практическая значимость заключается в использовании полученных данных состояния сформированности мотивации учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.