logo
Методика биологии шпоры (текст)

15. Формы организации учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности

Для решения задач обучения, развития и воспитания необхо­дима четкая организация учебной (познавательной) деятельно­сти школьников. Общепринятая в России классно-урочная сис­тема обучения способствует широкому применению в учебном процессе фронтальной, индивидуальной и групповой форм ор­ганизации учебной деятельности школьников.

Кроме указанных форм, некоторые дидакты выделяют обще-классную работу, подразделяя её на совместную (ученики слу­шают учителя, работают с учебником, выполняют задания, не общаясь между собой) и коллективную (ученики при выполне­нии задания общаются с друг с другом); а также индивидуолизированную, понимая под этим названием самостоятельную позна­вательную деятельность ученика без чьей-либо помощи.

Более подробно коснемся первых трех форм организации учебной деятельности, как наиболее общепризнанных.

Фронтальная форма организации учебной деятельности предусматривает одновременное выполнение учащимся одного и того же задания под руководством учителя.

По мнению большинства дидактов и методистов, фронталь­ная работа используется наиболее широко, с различными дидак­тическими целями:' при изучении нового материала, в ходе зкрепления и проверки знаний..

Индивидуальная форма обучения – учитель дает каждому ученику разные по объему, сложности, характеру и времени выполнения задания с учетом познавательных возможностей каждого. Характеризуется высоким уровнем самостоятельности. Возможности использования ограничены. групповой форме деятельности класс делиться на несколько групп, учитель ставит общую цель и определяет частные, предлагая разные или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая т во времени и наблю­дая заходом и порядком работы. Реализуется детская потребность в общении, улучшается микроклимат класса, реализация индивидуальности в коллективе.