24. Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии.
Умение— умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.
Это умение логического мышления. Умения формируются на основе приемов. Прием- определенная последовательность действий, которые выполняют учащиеся, чтобы решить ту или иную познавательную задачу, самостоятельно.
Выделяют 15 интеллектуальных умений ( анализ строения органов, сравнение биологических объектов, определения взаимосвязи строения и функции органов.
Интл. Умения формируются методическими условиями – совокупность методов, приемов, форма обучения, формирующий орган обучения, который способствует достичь поставленных целей:
1.важно выявить типичные для каждого положения умения
2. определить последовательность действий по каждому приему – способ действия
3.формирование последовательности этапов
А) воспроизведение приема
Б) применение приема в знакомой ситуации
В) применение закона в незнакомой ситуации В основе формирования умений стоит анализ – мысленное или фактическое разделение объекта на существенные части.
Интеллектуальные умения. 1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез. 2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой. 3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения. 4. Структура интеллекта. Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.
- 8. Преемственность содержания школьного биологического образования. Анализ учебников и учебно-методических комплектов разных действующих линий.
- 11. Компетентностный подход к обучению биологии.
- 14. Виды учебной деятельности. Классификация самостоятельных работ и их характеристика.
- 15. Формы организации учебной деятельности.
- 16. Учет знаний учащихся. Тестовый контроль.
- 18 . Проблемный подход в обучении биологии.
- 22. Требования к организации самонаблюдений школьников в разделе «Человек и его здоровье».
- 23. Половое и гигиеническое воспитание школьников.
- 24. Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии.
- 25. Материальная база обучения биологии: кабинет, пришкольный участок, их значение. Структура учебно-опытного участка, значение отделов. Методика полевых опытов.
- 26. Экскурсии при обучении биологии: организация и методика проведения.
- 27. Методический анализ тем: «Клетка – структурная единица живого», «Основы генетики», «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле», «Место человека в биосфере».