logo
Методика биологии шпоры (текст)

24. Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии.

Умение— умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.

Это умение логического мышления. Умения формируются на основе приемов. Прием- определенная последовательность действий, которые выполняют учащиеся, чтобы решить ту или иную познавательную задачу, самостоятельно.

Выделяют 15 интеллектуальных умений ( анализ строения органов, сравнение биологических объектов, определения взаимосвязи строения и функции органов.

Интл. Умения формируются методическими условиями – совокупность методов, приемов, форма обучения, формирующий орган обучения, который способствует достичь поставленных целей:

1.важно выявить типичные для каждого положения умения

2. определить последовательность действий по каждому приему – способ действия

3.формирование последовательности этапов

А) воспроизведение приема

Б) применение приема в знакомой ситуации

В) применение закона в незнакомой ситуации В основе формирования умений стоит анализ – мысленное или фактическое разделение объекта на существенные части.

Интеллектуальные умения. 1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез. 2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой. 3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения. 4. Структура интеллекта.   Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.