logo
2011_Nurieva_D

1.2. Сюжетно-дидактические игры математического содержания и принципы их организации .

Согласно программам дошкольного образования дети получают элементарные математические представления в сфере счета, измерения. Чтоб не было совершено действий на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом. То есть, чтоб не произошло формального усвоения детьми математического материала. Не выясненность значения совершаемых действий не связано с психолго-физиологическими возможностями детей, а в методах и формах обучения.

В ходе работы было выяснено, что сюжетно-дидактических   игры  будут проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Обеспечивание эмоционально-благополучной атмосферы.

2. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с сюжетно-

дидактическими играми математического содержания

3. Развитие активности и самостоятельности детей в игре.

4. Создание предметно-развивающей среды.

13

Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-дидактические игры обязательно уделяется внимание на нравственно-воспитывающие аспекты. Со знакомством детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережного отношения к продукту труда. Дошкольники настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение.

Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности. В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций. Например, в игре «Зоопарк», сотрудники зоосада должны привести животных из других зоопарков. Но они должны помнить, откуда и сколько животный каждый из них должен привести. После доставки животных каждый из них рассказывает директору, а он должен запомнить, откуда и каких, сколько животных привезли и в какую по счету клетку их поместили. По аналогии рабочие зоосада отсчитываются, в каких клетках, какое количество животных они

кормили, купали, выводили гулять. Директор зоосада приглашает работников и уточняет еще раз содержание их работы. Он определяет количество животных для отлова, контролирует правильности выполнения

14

распоряжения директора, стимулируя у детей умения рассказывать о выполнениях ими счетных действиях.

Игры, на основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры, у детей продолжают формировать представлений о числах до десяти. На основе этих знаний и умений у детей развивают глазомер. Многие сюжетно-дидактические игры активно применяются в проектах ДОУ.

В частом применении сюжетно-дидактических игр дети упражняются в счете в пределах десяти. В сюжете дети пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов на меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактические игры проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения.

Получается интересно, если сюжетно – дидактические игры были включены в проектную деятельность.

Под проектом понимают замысел, идею, образ, воплощенных в формы описания, обоснование расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность практической реализации [Словарь Викепедии]. Проектируя деятельность, составляется совместно с детьми план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме.

Успешны будут использование сюжетно-дидактических игр математическим содержанием, если будет соблюдены принципы организации данного типа игры:

1.Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх;

15

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действие счета и измерения;

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжет и содержании игр.

4. Организации коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия;

4. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль;

5. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка);

6. Переход от практического счета предметов к действию счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игре. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения пользоваться приемами

определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет ее играть. Естественно, если

16

воспитатель учтет о желании ребенка и найдет место для оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.

Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать внимание не на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют сюжеты, содержание игр.

Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализируется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуации.

На первом этапе игра - сюжетно-дидактическая. Воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует за действиями (счетными, измерительными) ребенка, за сменой сюжетных ролей.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуются детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать самодеятельные сюжетно-ролевые игры. Воспитатель наблюдает за

17

разыгрыванием детьми ролей, с использованием счетно-измерительных действий, лишь в некоторых случаях включаясь в игру.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которая включает в себя:

- определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета

-обращения к опыту детей по применению ими математических знаний

-дискуссия о способах влияния детей на изменения хода событий в пользу положительных героев

-отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности

То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Средствами сюжетно-дидактических игры являются:

-знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;

-способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

-те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

18

Необходимые оборудования и наглядность для выработки организационных навыков у ребенка:

-игровые и эстетически красиво сделанные дидактические материалы, предназначенные для имитации взрослой жизни

-игровая мебель по сюжету (кухонная стенка, стенка «Домик» игровой набор кухонной мебели, парикмахерская, аптека и т.д.)

- достаточное и количество предметов, разнообразие их по размерам и динамичность.

Для проведения сюжетно-дидактической игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании для игры атрибутов. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-дидактической игры привлекала только математическая сторона, а не игровая.

1.3. Содержание математических представлений детей 6 года жизни.

Дети шестого года жизни – это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование  представлений  об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деления

19

предметов, навыки измерительной деятельности. Различают дети и называют виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Могут классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны, начинают знать название места своего обитания, страны, ее столицу, называют времена года, отмечают их особенности, знают о взаимодействии человека с природой в разное время года, о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений, бережно относится к природе. Для детей 6го года жизни целесообразно ориентировать на развитие умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения, подготовке к предстоящему освоению информационно-логических моделей деятельности. Дети в игровой форме смогут приобрести и развить ряд умений. Для проведения занятий и игр не обязательно использовать компьютер, но можно и для общего показа применить его в единственном числе. Непосредственно, при правильном развитии ребенка, предметным содержанием математических представлений 6го года жизни должны быть овладение следующими знаниями, умениями и навыками:

*Признаки предметов. Признаки и свойства предметов (цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название), значение предметов и составные части предметов. Отметка или обобщение отдельных предметов из множества по указанному признаку, сравнение предметов, классификация предметов по признаку различных свойств, выделение основания для классификации. Множества предметов, с указанным свойством и подмножества предметов, с совокупностью указанных свойств. Закономерности в значении признаков у серии предметов. *Отношения. Сравнение группы предметов наложением и с помощью

20

понятий: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Понятие отношения рядом стоящих чисел, составление  равные группы по заданному числу

*Действие. Целое действие и его составные части. Одно действие, применяемое к разным предметам. Последовательность действий, заданная устно, графически, отношение с состоянием в природе. Порядок действий, направленный к заданной цели. *Числа от 1 до 10. Предоставление каждого натурального числа, как результат счета и мера величины. Счет и отсчитывание  в пределах 10 в прямом и обратном порядке; соотношение числа с цифрой в пределах 10. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с предметными множествами и измерений величин. Использование количественных  числительных, ответ  на вопрос « Сколько?» Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Применение способов сравнения групп предметов.

*Сравнивание. Сравнивание два предмета по величине  с помощью условной мерки; Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью условных знаков. Определение  на глаз величину предметов. Овладение сравнения предметов по величине  путём наложения, приложения, опосредованного измерения с помощью условной меры.

*Последовательность чисел. Формирование представлений в натуральном ряде чисел о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств. Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр. Использование порядковых числительных, ответ  на вопрос «Который?».

21

*Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. *Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого. *Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.  Узнавание  в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, выделять и называть их. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. *Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур. Отношения полного включения видового понятия в родовое понятие. Истинные и ложные высказывания. Умение отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. *Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости (слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.). Ориентирование  на

22

листе бумаги, понимание относительности пространственных характеристик. Определяет   положение  собственного тела относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета. Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане. *Формирование временных представлений. Ориентировка и последовательное называние: понятий утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

*Конструирование. Моделирование на практике реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур. Умение анализировать образец постройки, планирование этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

*Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

В конце учебного года дети должны уметь: - называть числа от 1 до 10; - продолжить заданную закономерность; - производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; называть главное предназначение предметов. -устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше,

23

позже, вчера – сегодня – завтра; - выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, переносить свойства одного предмета на другие. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (на глаз, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.); - распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку; - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий, описывать простой порядок действий для достижения заданной цели. Применение какое-либо действие по отношению к разным предметам составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам, находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

-проводить аналогию между разными предметами;

- привести примеры истинных и ложных высказываний, отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»); формулировать отрицание по аналогии; пользоваться разрешающими и запрещающими знаками; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях; - моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в

24

виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, расставлять события в правильной последовательности;

- умеет создавать по рисунку постройку, используя геометрические фигуры.

1.4. Характеристика самостоятельной деятельности детей 6 го года жизни и условия применения в ней сюжетно-дидактические игры математического содержания.

В психолого-педагогической литературе самостоятельность отмечается как способность ребенка к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Идеей формирования самостоятельной деятельности интересовались и была анализирована Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и др. Выдающие педагоги и революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов, А.Н.Радищев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский отмечали в своих работах самостоятельность в связи с инициативой, поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны. Но для дошкольников все, же должна быть незримая помощь педагога. Для детей 6 года жизни характерна потребность в самоутверждении и признании их  возможностей  со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности , инициативы, творчества. Самостоятельная деятельность активизирует познавательную деятельность. А самостоятельная работа является средством организации

25

самостоятельной деятельности [Пидкасистый П. И.]. В этом случае под понятием "самостоятельная работа" можно понять смысл определенного обучающего задания, но иногда понимается и как деятельность. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по стопам ее заранее проделанной работе, заинтересовавших детей. Педагог, в досуговое в специально предоставленное для этого время предоставляет им яркие атрибуты, игрушки, дидактический материал, чтоб вовлечь их в самостоятельную деятельность, с использованием желаемого для усвоения ребенком материала. Эффективность самостоятельной работы и успешность связаны характером и источником знаний, с условиями организации деятельности. Ход сюжетно-дидактических игр во время самостоятельной деятельности должен обогащать и их нравственный опыт. А педагог ежедневно своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к окружающим, побуждать  ребенка  замечать состояние товарища и проявлять сострадание и милосердие, готовность помочь. Сюжетно-дидактические игры математического содержания требует от детей и привлечение внимания  детей  к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиям, интонациям голоса. Воспитатель в ходе игр специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие  детей  к проявлению заботы, внимания, помощи.

Педагогу не следует нужно при первых же неудачах протянуть руку помощи , целесообразнее побуждать его к самостоятельному решению. Желательно, для детей этого возраста сначала дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, вынудить его в игровой форме использовать прошлый опыт. Воспитатель, создает условия применения в ходе самостоятельной деятельности сюжетно-дидактические игры математического содержания. Педагог не вмешивается при самостоятельном

26

решении поставленных задач в игре, хотя и незримо нацеливает их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи. Только с поддержкой детской инициативы и творчества, отметкой в  детях роста их достижений, вызыванием у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий можно добиться заметных успехов.

Для активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей использовуются сюжетно-дидактические игры математического содержания, направленные на формирование активной позиции детей в обучающее-воспитающем процессе. Развивающая среда ребенка должна способствовать разрешению проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, песком, гальками, увеличительными стеклами и пр.) в ходе игр.

Самостоятельная познавательная деятельность детей может быть простым воспроизведения, и преобразовательно-творческим. При творческой деятельности ребенок самостоятельно открывает что-то новое для себя. Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности находятся в тесной связи.

Задача воспитания и развития самостоятельной деятельности в обучении строится на управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую. Отмечают 4 уровня самостоятельности:

-простейшая воспроизводящая самостоятельная деятельность (накопления фактов и умения действовать по образцу)

- вариативная самостоятельность (умение выбрать одно определенное правило и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи)

27

- частично-поисковая самостоятельность (поиск и выбор наиболее рационального нескольких способов решения задачи, сравнении соответствующих способов решения)

- поисково-исследовательская самостоятельность, требующая творческих усилий.

Самостоятельность личности этого возраста тесно связана с независимостью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Соответствие уровням самостоятельности принимаются у них мягко. Дети этого возраста могут поставить цель (или поподсказки педагога) игры, обдумать путь к ее достижения в данном сюжете, способны осуществить свой замысел, организовать свое внимание на предстоящей деятельности, оценить полученный результат с позиции цели.

Многие педагоги в сюжетно-дидактических играх предлагают средства, помогающие детям планомерно осуществлять замысел (опорные схемы, модели, пооперационные карты, дидактические материалы и т.д.). Самостоятельные счетно-измерительные действия детей в ходе игры свидетельствуют о хорошо усвоенном программном материале.

В интересной творческой деятельности перед детьми 6 го года жизни возникает и использование математических знаний для постройки, к примеру, красивого замка или же проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения. Они с удовольствием строят дорожки из геометрических фигур или же измеряют нужного количества муки для приготовления вкусных печений внутри сюжета игры.

Дети в самостоятельной игре способны освоить правила культуры поведения и общения, они начинают понимать мотивы выполнения правил, происходит становление их взаимоотношений с окружающими.

28

Характерной особенностью детей этого возраста является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Поэтому сюжет игр следует подбирать разнообразный. 

В играх, основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи, запомнить что-либо целенаправленно.

В экспериментах П.Я. Гальперина подчеркивается на необходимости создать условия для самодеятельности, и самостоятельной игры ребенка. Ребенок, проходя препятствия игровой ситуации в игровом сюжете, как бы запускает процесс самостоятельной ориентировки в новой ситуации. Возникновение этих процессов внутри ребенка позволит перейти к более содержательным разделам, которые в свою очередь будут новым препятствием для развития. Работа по аналогии, то есть циклические раскручивание учебного материала в сюжетно-дидактической игре приводит к способности детей активному преодолению новых препятствий. В сюжетно-дидактических играх при многократном проигрывании по хорошо изученной проблеме может продолжаться до полной автоматизации, пока не станет у детей составной частью и не превратится в навык более высокого порядка.

При выполнении действий по алгоритму в сюжетно-дидактических играх развивается у детей способность самостоятельности в выполнении простых логико-математических действий, управлять собой в жизненных ситуациях. Алгоритм- это общий способ решения однотипных задач, предписание о порядке выполнения действий, перечень правил, которым надо следовать [Словарь Викепедии]

Применение в своей работе разных приемов возбуждает детей проявлению самостоятельности и инициативности. Воспитатель, являясь активным

29

наблюдателем в третьем этапе, в случае опускания детьми счетно-измерительных действий, включается в игру и наталкивает их на и на обыгрывание нужных математических действий. Многократно повторяя одну и ту же игру, дети их не копируют ее. Каждый раз дети играют его в измененном виде, с новыми вариантами, детализируют, но суть оставляют ту же. В сюжетно-дидактических играх невозможно использовать часто встречающейся в этом возрасте у детей целенаправленное искажение истины (лживости). Математика- наука точная, лживость один не заметит, другой обязательно отметит.

В данной работе мы использовали объедение серий сюжетно-дидактических игр в проекты. В приложении предоставляется 2 проекта “Зайка-Знайка” и “Домик для Петрушки”. По опыту деятельности известных педагогов мы знаем, что «метод проектов» очень эффективен и в самостоятельной деятельности детей.

Метод - это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения [Ю.К. Бабанский].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей. Он предполагает решение определенной проблемы, процесс ее раскрытия, решения. Всегда все аспекты включены в планирование действий, имеет гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника (дети, педагоги, родители) при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов-это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, путь познания, способ организации процесса познания

30

[Е.С. Полат]. Он отмечает проектную деятельность двумя ключевыми понятиями: проблема и продукт. Проверку качества усвоенных знаний дошкольниками математических  знаний (продукт) и закрепление можно осуществить в ходе сюжетно-дидактической игры. Для этого, каждому из детей предлагается задания:

- на умение определять количество предметов и их порядковое место

- составлять число из единиц, а также устанавливать связи и отношения между числами устно и с опорой на предметы

- определять независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения и т. д.

При этом важно продумать характер предлагаемых заданий, включать вопросы, выясняющие главное, существенное.

Самостоятельное выполнение заданий не только на предметах и моделях, но и устно в ходе игры, говорит об успешном усвоении детьми материала с

математическим содержанием, предусмотренного программой для данного возраста. Об этом же свидетельствуют и подробные развернутые объяснения ребенка.

В ходе сюжетно-дидактических игр выясняется, умеют ли дети в новых условиях и с новыми объектами применять усвоенные знания. Необходимо сформулировать цель, задачи, предмет и метод исследования. осуществить выбор  сюжетно-дидактических игр , придумать ее организацию и ход, заранее определить действия воспитателя в исследуемых сюжетно-дидактических играх, сделать анализ самостоятельной игровой деятельности детей, провести проверку знаний и умений, полученных  на   занятиях  по

31

 математике  в сюжетно-дидактических  играх . В приложении, для примера дается игра «Цирк», где показывается способы проверки знаний и умений. По методики сюжетно-дидактической игры следует тоже сделать общие выводы по исследуемой проблеме, изучить теоретические предпосылки методологии математического развития дошкольников, охарактеризовать требования к методике сюжетно-дидактической игры. Проанализировать и охарактеризовать использование игровых приемов и отдельно сюжетно-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей в ДОУ.

ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ.

Итак, анализируя педагогико-психологичекую литературу, можно сказать, что сюжетно-дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль и в самостоятельной деятельности дошкольников. Эти игры помогают в умственном развитии ребенка в формировании знаний и укреплении знаний по математики. Сюжетно-дидактическую игру математического содержания делают оживленным разные сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования, использование игрушек, картин, иллюстраций, моделей предметов из природного и бросового материала, показ игровых действий.

Таким образом, сложность и противоречивость сюжетно-дидактических игр не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Закономерности сюжетно-дидактических игр позволяют воспитателям ДОУ активно использовать их детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач, диагностики уровня знаний и умений по ФЭМП.

32