logo
2011_Nurieva_D

2.1. Изучение предпочтений современных дошкольников в игровой деятельности, а также уровня сформированности математических представлений.

Исследование проводилось дважды: перед началом и в конце эксперимента. Результаты в таблице №1,1а (в приложении).

В констатирующем этапе обе группы находятся почти на одном уровне предпочтения. Разница колеблется в среднем от 2 до 8 баллов.

По уровню сформированности математических представлений обе группы почти на одном уровне. Разница в результатах от 2,7 до 9,8 баллов по показателям, но конечном счете общая оценка по пятибалльной системе у обеих по 4,3 балла.

№1.Диаграмма предпочтений играм в констатирующем этапе.

№2.Диаграмма уровня сформированности математических представлений.

№1 Контр.гр . экспер.гр.

№2. Эксп.гр. контр.гр

35

2.3.Практическая работа по использованию сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 года жизни.

Чтоб дети играли в самостоятельной деятельности сюжетно-дидактические игры, мы решили привлечь их именно методом проектов с серией сюжетно-дидактических игр. С детьми велась работа по 2 проектам: «Зайка-Знайка» и «Домик для Петрушке». В приложении дается весь проект « Домик для Петрушке». А в этой главе рассмотрим работу по проекту «Зайка-Знайка».

Цели, задачи формирующего этапа эксперимента: в рамках проекта «Зайка-знайка», «Домик для Петрушке» используя серии сюжетно-дидактических игр добиться развития математических знаний у детей старшей группы ДОУ №333 г. Казани, заинтересовать детей применить сюжетно-дидактические игры в своей самостоятельной деятельности. А с детьми из Центра Развития №111 игры эти не проводятся.

Освещение организации работы и ход.

В первый проект были включены серии сюжетно-дидактических игр. На первом этапе проекта «Зайка-знайка»(игры в приложении) в ходе сюжетно-дидактической игры приходит в гости Зайка, который много знает по математики. Зайка интересует детей элементами занимательной математики, и вручает детям красочно оформленную открытку от деда Зайки-Знайки, который хочет к ним гости. Но Зайка-Знайка просит детей, чтоб они тоже смогли его дедушке показать свои знания по математике, и его дедушка выздоровеет. Во втором этапе мотивом всей проектной деятельности становится старание детей хорошо усвоить математические знания и помочь дедушки Зайки-Знайки. Целью проектной деятельности: показать эффективность применения сюжетно-дидактических игр, в целях развития

36

математических знаний, для вызывания интереса к сюжетно-дидактическим играм и применению их в самостоятельной деятельности, воспитать нравственность и гуманность. В третьем этапе: планирование деятельности и определение средств реализации проекта. План работы делится на разделы:

1.Обогащение сюжетно-дидактическими играми «педагогической копилки»;

2.Подготовка и проведение  сюжетно-дидактических   игр ;

3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы;

4.Тестирование по предпочтению детей в игровой деятельности.

5. Выяснить уровня использования детьми шестого года жизни в самостоятельной деятельности сюжетно-дидактические игры.

Соответствие основным положениям организации самостоятельной деятельности, повышает внедряемость сюжетно-дидактических игр к нему:

-была преобразована развивающая среда, учебная комната использовалась в качестве технологического средства формирования самостоятельной деятельности;

- включены в содержание самостоятельной деятельности материалы для этих игр, направленных на ее формирование; обеспечены системное формирование самостоятельной деятельности с использованием модели ее организации; предоставлены обучающую информацию, направляющими работу ребенка с учебным материалом по другому сюжету; -поддержаны дети, играющие сюжетно-дидактические игры математического содержания, которые могут являться закреплением информации и повторение полученных знаний;

37

-обогащены репродуктивными, реконструктивно-вариативными и творческими заданиями.

-реализован индивидуально - дифференцированный подход к детям при организации их самостоятельной деятельности.

Перечень сюжетно-дидактических игр в проекте «Зайка-Знайка» для детей 6 года жизни дается в таблице №9(в приложении), сюжетно-дидактических игр для проверки знаний и умений детей старшей группы предоставлено в таблице №10 (в приложении)

Для проверки качества усвоенных детьми математических знаний, в ходе сюжетно-дидактической игры «Цирк» дети выполняют задания. Самостоятельное выполнение заданий свидетельствуют об успешном усвоении детьми материала, предусмотренного программой для дошкольников старшего возраста.

В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью выясняется, есть возможности у детей применять усвоенные знания и умения в новых условиях, с новыми объектами. Чтобы убедиться, воспитатель может организовать сюжетно-дидактическую игру, один из вариантов которой приведен в игре «Цирк».

2.3. Анализ и выводы формирующего этапа эксперимента.

В контрольном этапе эксперимента был проведен тот же диагностический метод (но с другим сюжетом) в рамках сюжетно-дидактической игры, что и в констатирующем этапе эксперимента. Результаты формирующего этапа отражены в контрольном этапе эксперимента. Целью данного этапа было: выявить уровень развития математических знаний в  сюжетно-диактических играх (и после формирующего этапа эксперимента) в самостоятельной

38

деятельности, уровень использования сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

Для регистрации уровня освоенности математического материала (для детей) можно использовать только плюсики (по Смоленцевой А.А.), но интересно и разработанная пяти балльная система для воспитателя. При такой системе она может сравнивать уровень знаний подробнее.

Результаты оценки показывают прочное усвоение учебного материала, умение самостоятельно отбирать и свободно применять их в новых условиях для решения задач. В приложении (таблицы № 6,7) дается критерии оценок и общие требований к математическим знаниям, обозначение результатов обучения (по баллам), которые служат ориентиром оценки уровня знаний и умений математического образования детей старшего дошкольного возраста. Для получения градаций находится интервал деления:

I= Cmax-Cmin

N ,Где I –интервал деления, Сmax – наибольший показатель Cmin – наименьший показатель

I 1 = (100- 86) : 5= 2,8

86-88,8- низкий: 88,8 – 91,6 ниже среднего: 91,6-94,4 –средний;94,4-97,2 - высокий ; 97,2-100 – очень высокий

I 2 =(5-4,3):5= 0,7:5=0,14

Низкий-4,3-4,44- 17 детей (85%) из кон. гр,1(5%) из эксп. группы

Ниже среднего-4,44-4,58 - 1 ребенка(5%) из к.гр.,2(10%) из э.гр.

Средний- 4,58-4,72 - 1 ребенка(5%) из к. гр.,7(35%) из э.гр.

39

Высокий-4,72-4,86 - 1 ребенок(5%)из к.гр., 6(30%) из э.гр.

Очень высокий- 4,86-5,0 – 4(20%) ребенка из э.гр.

3.Диаграмма оценочных показателей уровня математических знаний и умений старшей группы в контрольном этапе.

После проведения системы сюжетно-дидактических игр результаты оценок по всем играм (Таблица № 5)были сравнены уровня сформированности математических знаний и сюжетно – дидактических игр в разных этапах эксперимента. Те дети, кто в самостоятельной деятельности больше применяют сюжетно-дидактические игры, имеют высокие баллы в успеваемости по программным требованиям.

По результатам исследований можем сказать что, если в начале исследования дети экспериментальной группы давали предпочтение больше другим видам игр, то в конце в самостоятельной деятельности у детей экспериментальной

40

группы больше появились сюжетно-дидактические игры. Потому что, дети уже привыкли в течении практической части эксперимента играть по сюжету или их придумывать самим. А строительные игры они продолжали играть, с интересом включали их в процесс сюжетно-дидактических игр. Сюжетно- ролевые игры отчасти похожи на сюжетно-дидактические, по этому они и про них не забыли. Чудесным образом происходило переплетение разных видов в сюжетно-дидактической игре. Включение в самостоятельную деятельность детей старшего возраста сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием плодотворно влияет на их развитие математических знаний. В экспериментальной группе уровень сформированности математических представлений возрос на 62%, а в контрольной группе 10%. Если считать возможным роста знаний за 100% - 0,7балла, то это 0,44балла (эксперимент. гр.), 0,07 балла (контроль. гр.) В таблице№2,3,4 (в приложении) показаны оценка знаний по сюжетно-дидактическим играм «Магазин» (начальный этап), «Цирк» (промеж.э.), «Строение математического дома для Петрушке» (конечный этап).

Дети помогали приготовить атрибуты к играм. Естественно, дети были заинтересованы проигрыванием их в самостоятельной деятельности. Тем более, у детей у этого возраста есть такая особенность, они играют в игры, которые были им интересны в недавнем прошлом, а не прошлом году.

По уровню использования сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста возросло к контрольному этапу до 51 балла - 82,3% в экспериментальной группе, до 3 балла - 5 % в контрольной группе.

4. Диаграмма уровня сформированности математических представлений по экспериментальной и контрольной группе по результатам оценки сюжетно-дидактическим играм

41

Экспериментальная группа контрольная группа

По экспериментальной группе данные кажутся фантастической цифрой, но она связана лишь тем, что в этот период часто играли в игры этого типа и на занятиях. Данные исследования предоставляется в Таблице №.8.

Экспериментальным путем в работе было доказано, возможность включения в  сюжетно-дидактических   игр математического содержания    детей  старшего дошкольного возраста в самостоятельную деятельность. Поставленная гипотеза работы была подвержена. Была разработана система сюжетно-дидактических   игр  с   математическим   содержанием. В конце эксперимента в сюжетно-дидактической игре «Территория фермеров» дедушка Зайки-Знайки сам смог придти к ним в гости. Ведь дети показали

42

хорошие результаты по ФЭМП, дедушка выздоровел. Дети обрадовались выздоровлению дедушки и тому, то отметили их хорошую успеваемость. А во втором проекте тоже обрадовали Петрушку. Они построили ему новый дом, вместо сгоревшего.

Эксперим.группа контрольная группа

5.Диаграмма уровня сформированности математических представлений в контрольном этапе (В общих баллах)

Также было выявлено и обосновано для себя особенности сюжетно-дидактических  игр для развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Сделан анализ результативности экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

43

6. Диаграмма уровня использования сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Констат.этап контроль.этап

Диаграмма № 5.Соотношение уровня применения детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности и диагностических оценок элементарных  математических  знаний.

В итоге данные совпадают.

44

Выводы к 2 главе.

Итак, в  сюжетно-дидактической   игре,  в самостоятельной деятельности дети старшего возраста намного способны повысить уровень успешности по усвоению математических знаний, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты.

Таким образом, в процессе сюжетно-дидактических игр дети умом начинают понимать значение математических знаний действий в реальной жизни общества. Дети логический вычисляют последовательность и взаимозависимость событий, сопровождающийся математическими действиями. Дети в сюжетно-дидактических играх поднимаются на высокий уровень в овладении программным материалом по математике и по ознакомлению с окружающим. Процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно, и развивает у детей память, абстрактные формы мышления. Улучшение показателей в экспериментальной группе, обусловлено использованием системой сюжетно-дидактических  игр . Постоянная работа в данном направлении позволила повысить уровень  математических  знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

Сюжетно-дидактические  игры  дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике

Заключение

Таким образом, с помощью сюжетно-дидактических игр создается возможность сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей. Вначале они увлекаются только игровыми действиями, а

45

впоследствии и игровой материал с математическим содержанием. Дети с удовольствием применяют математические знания в играх. Постепенно в их самостоятельную деятельность внедряются сюжетно-дидактические игры, которые привлекают их все больше и больше.

В сфере образования одобряется, принимается другими педагогами игровые инновационные формы прививание ребенку математические знания. В процессе сюжетно-дидактических игр дети способны усваивать сложные математические понятия, счет, измерение т.д.. В развитии этих навыков ребенку должны помочь родители и педагог.

Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. А математика относится к сложной науки, и не все дети в обычной обстановки и со стандартными методами работы справляются с математическими заданиями. Если учитывать и врожденные склонности детей, то к каждому ребенку понадобится индивидуальный подход. А в ходе сюжетно-дидактических игр ребенок чувствует себя взрослым, старается изо всех сил выполнить задание. Тем более, в нашем случае, дети старались помочь дедушки Зайки-Знайки и Петрушке.

В своей дипломной работе я старалась раскрыть влияние сюжетно-дидактических игр на развитие математических знаний и применение этих игр в самостоятельной деятельности детьми старшего дошкольного возраста. На основании исследуемого материала можно сказать, метод сюжетно-дидактических игр дает положительный эффект. Исследования  показали эффективность  сюжетно-дидактических   игр  и игровых приемов для практического применения в обучении счету, времени, ориентировки по пространству, для формирования понятий формы, величины.

46

Данную систему планирования по ФЭМП (возможность пользоваться ею выстраивая из тематических блоков свою систему работы) можно использовать и при переходе от одной темы к другому. Возможность применить в сюжетно-дидактических играх позволяет уменьшить или прибавить нагрузки на отдельных детей, вследствие чего получает каждый ребенок нужного именно ему содержания обучения математике. Положительные результаты не только в повышении знаний, но в исчезновении страха ребенка перед оцениванием, комфортном самочувствии  сильных и слабых детей.

 

47

Список использованной литературы

1. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Москва «Просвещение» 1993г.

2.Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. –М.: 2000. -263с.

3. Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. «Методические советы к программе «Детство». Библиотека программы «Детство». Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.

4. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 - №4 – с.49-58.

5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

6. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

7.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. - М.: Прсвещение, 1998 - 160 с.

8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.Конюхова и др./Под редакцией С.Л.Новоселовой – М.: Просвещение, 1985 – 144с.

9. Под редакцией О.Дьяченко, Е.Л.Агаевой «Чего на свете не бывает?» Москва «Просвещение» 1991год.

10. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.

11. Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 47с.

12. Издательство «Учитель». Формирование математических представление. конспекты занятий в старшей группе Авторы-составители Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. Волгоград.2010г.

48

13. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000.-368 с

14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.

15. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– Л., 2000.

16. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина 2002год. Математика- это интересно. Библиотека программы «Детства». Санкт-Петербург. «Детство – Пресс».

17. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М.: Владос, 2000.

18.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2002.

19. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 2000.-96с.

20.Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 2003.- 80 с.

21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.:Просвещение, 2002 – 96с

22. Под редакцией А.А.Столяра.Давайте поиграем. Москва. «Просвещение». «Учебная литература» 2002г.

23.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2004 - 274 с.

24. Тренинг по психотерапии / Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006 – 176 с.

25.Усова А.П.Обучение в детском саду – М.:Просвещение, 2003-98 с.

26. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 2000 – 272 с.

27.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 2006 - 159 с.

28. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 2004 - 330 с.

49

29.Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 155 с.

30. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.

31. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.; Нальчик, 2000.