4. Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Термин «речь» в методической литературе рассматривается в двух значениях: 1) речь является процессом выражения мыслей человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений; 2) речью называют также продукт или результат этой деятельности – высказывание, текст. Речь как вид деятельности человека осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, интонации). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Виды: говорение, слушание, письмо, чтение. Структура: 1 этап – ориентировка в ситуации общения, осознание коммуникативной задачи; 2 этап – планирование содержания сообщения; 3 этап - формулировка собственных мыслей и понимание чужих; 4 этап – осуществление самоконтроля за речью, восприятием ее собеседником, а также понимание речи партнера. Условия речевой деятельности: потребность высказывания, содержание речи, средства языка.
Текст – это устное или письменное высказывание. Текст – это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определенной последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически.
Выделяют следующие признаки текста: тематическое единство, смысловая завершенность и структурная целостность. В соответствии с данными признаками у учащихся формируются следующие текстовые умения: 1) понимать тему текста; 2) раскрывать ее в своем высказывании; 3) понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей; 4) располагать предложения в нужной последовательности, связывать между собой.
Для формирования текстовых умений используются следующие упражнения: а)сопоставление одного предложения и текста из 2-4 предложений, продолжающих эту мысль; б)сопоставление набора предложений и текста, в) выявление опорных слов в тексте (опорные – это слова, по которым можно восстановить содержание: дед, баба, курочка, яичко, мышка); г)нахождение в тексте слов, указывающих на предмет речи (тему) и главную мысль; д) анализ заголовка; е) сопоставление близких, но различных тем сочинений; ж) анализ детских сочинений; з)исключение из текста лишних сведений, т.е. предложений, не соответствующих ему; и) озаглавливание текста и картинок; к) выбор заголовка к тексту, к картинкам из ряда предложенных; л) выбор из дополнительного материала предложений, которые можно включить в имеющийся текст, и тех, которые тексту не соответствуют; м) восстановление деформированного текста, т.е. превращение беспорядочно расположенных предложений в текст путем изменения их последовательности; н) работа с текстом без знаков препинания.
Часть темы текста носит название подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется абзацем. Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку действия или развитие мысли, концовку или конец.
По функции тексты делятся на две большие группы: 1) тексты, в которых отражается реальная действительность (повествование, описание); 2) тексты-мысли человека о реальной действительности (рассуждение, оценка).
Основные черты текстов различного типового содержания:
название | содержание | построение | Слова-конструкторы |
Повеств. | Рассказ о сменяющих друг друга последовательных событиях. Отвечает на вопросы: Что случилось? Что произошло? Как? | В тексте 4 части: 1) начало действия (зачин) 2) развитие действия 3) самый острый момент 4) конец действия (развязка) Способ связи предложений в тексте - цепной | Глаголы-движения и восприятия; Слова, отвечающие на вопросы: Как? Когда? (однажды, в ту пору, как-то раз, вдруг, неожиданно, и вот, вот и все, затем, сначала, как только, когда, вслед за тем, потом, наконец, вот и получилось) |
описание | Сообщение об одновременных признаках людей (портрет), природы(пейзаж), различных предметов. Отвечает на вопросы: то это? Кто это? Какое? Или Что? Где? (описание картины) | Чаще всего начинается с общего описания предмета, затем называются признаки частей предмета, заканчивается оценкой. 1) Вступление (1-3 предложения) 2) основная часть 3) концовка (оценка) Способ связи предложений - параллельный | 1. существительные (название предметов, явлений и их частей); 2. прилагательные (характеризующие признаки предмета, явления); 3. слова в переносном значении: сравнения (как будто, словно, точно, похоже на…), эпитеты, метафоры |
рассуждение | Объяснение каких-либо событий, явлений, причин их появления. Отвечает на вопрос: почему? Зачем? | В тексте 3 части: 1) тезис (основная мысль) 2) доказательства 3) вывод | 1.Синтаксическая конструкция: почему …, потому что…. . 2. Слова-связки: так как, итак, следовательно, значит, во-первых, …вот почему, например. |
оценка | 1) отношение к действительности; 2) отношение к собеседнику | Что я думаю об этом? Что чувствую? Как обратиться? Извиниться? | 1) восклицательные предложения; слова в переносном значении; 2) формулы речевого этикета |
В реальной речевой практике «речи вообще» не существует. Ее можно представить как ряд стилевых разновидностей, «обслуживающих» ту или иную сферу деятельности и общения человека в обществе: 1) разговорный стиль – сферу обиходно-бытового общения; 2) научный – сферу научного общения; 3) деловой – официально-деловых отношений; 4) публицистический – общественно-политическую сферу; 5) художественный – сферу искусства слова.
- 1. Организационно-методические основы обучения грамоте младших школьников.
- 2. Методические основы построения и организации уроков русского языка. Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературного чтения.
- 3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
- 4. Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников.
- 5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых творческих упражнений.
- 6. Научно-методические основы обучения правописанию младших школьников.
- 8. Методика чтения и анализа художественных произведений разных родов и жанров в начальных классах.
- 9. Методика работы над навыком чтения младших школьников.
- 10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.