10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
Современная система формирования читательской самостоятельности в начальных классах предполагает три этапа обучения:
1. Подготовительный (первый класс): Цель обучения – пробудить у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения. Методика работы с книгой строится следующим образом: а) чтение книги вслух (книга до чтения не показывается); б) рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом); в) сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал. В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги. На этом этапе выстраивается цепочка: содержание-иллюстрация – название – автор.
Используя деятельность моделирования у детей формируются умения ориентироваться в книге: где пишется название, где на обложке обычно размещается фамилия автора, почему на некоторых обложках она не стоит, что такое оглавление, о чем говорит иллюстрация на обложке и т.п. Для моделирования используются заместители. Например, сказка обозначается кружком, стихотворение – треугольником, рассказ – прямоугольником, пословица – узким прямоугольником, загадка – треугольником со знаком вопроса внутри, басня - треугольником вершиной вниз. Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Для обозначения темы произведения используется заместитель цвета. Например, о природе - модель зеленого цвета, о родной стране – красного, о жизни детей – желтого, о животных – коричневого, о волшебстве и приключениях – голубого.
2. Начальный этап (второй класс): Цель – научить читать книгу. Дети должны научиться ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также уметь прогнозировать содержание незнакомой книги. Помочь ребенку осознанно выбирать книгу, приучить воспринимать и воссоздавать содержание прочитанного поможет метод чтения-рассматривания (разработан Н.Н. Светловской), который активизирует нужный словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям. Рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрация – содержание. Во втором классе на каждом уроке организуется рассматривание «коллективок» под руководством учителя. Помимо этого используются книги для индивидуального рассматривания.
3. Основной этап (3-4 классы): Чтение становится действительно самостоятельным6 дети получают задание на дом. Цель – закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения, формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг, расширять читательский кругозор детей. Рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, эмблема, серия, посвящение (если есть), эпиграф (если имеется), иллюстрации на обложке и в книге, титульный лист, содержание.
Читательская самостоятельность формируется в системе уроков внеклассного чтения. Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учащихся, от используемого учебного материала Кроме этого на основном этапе проводятся уроки знакомства с периодической печатью, уроки-отчеты, уроки-утренники и др.
- 1. Организационно-методические основы обучения грамоте младших школьников.
- 2. Методические основы построения и организации уроков русского языка. Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературного чтения.
- 3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
- 4. Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников.
- 5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых творческих упражнений.
- 6. Научно-методические основы обучения правописанию младших школьников.
- 8. Методика чтения и анализа художественных произведений разных родов и жанров в начальных классах.
- 9. Методика работы над навыком чтения младших школьников.
- 10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.