2. Методические основы построения и организации уроков русского языка. Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературного чтения.
Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано с его структурной и методической сторонами, которые целиком зависят от учителя. В зависимости от этапа и цели работы над темой различаются следующие типы уроков по грамматике и правописанию: 1) урок объяснения нового материала; 2) урок закрепления знаний и выработки умений и навыков; 3) урок повторения и систематизации изученного материала; 4) урок проверки и учета знаний, умений и навыков; 5) урок работы над ошибками.
Урок должен соответствовать следующим критериям языковой оценки (по М.Р.Львову): развитие речи учащихся; соотношение устной и письменной работы; эффективность работы над грамматико-орфографическим правилом; языковой разбор на уроке; эффективность словарно-орфографической работы; игровые и занимательные моменты на уроке, их образовательное значение; отработка каллиграфического почерка; использование образцовых художественных текстов.
На уроке должны соблюдаться организационные и гигиенические критерии: а) целостный характер урока, обеспечивающий связь всех его этапов на основе подчинения теме и задачам урока; б) рациональное использование и распределение учебного времени на уроке; в) использование дифференцированного и индивидуального подхода; г) выполнение намеченного плана урока; д) соблюдение требований гигиены чтения и письма; е) физкультминутка на уроке; ж) использование на уроке дидактических материалов и пособий, ТСО. Дидактические критерии урока: а) реализация познавательно-образовательных возможностей: Что нового узнали? Чему научились? б) изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним; в) воспитательные возможности урока: организация самостоятельной работы, формирование самоконтроля и самооценки, воспитание познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения в учебном процессе, воспитание активного отношения к приобретаемым умениям на уроке, развитие навыка учебного сотрудничества, воспитания внимания к качеству своей речи и речевого поведения, воспитание ответственного отношения к письменной речи.
Структура урока комбинированного типа: 1) оргмомент; 2) проверка домашнего задания; 3) каллиграфическая работа; 4) словарно-орфографическая работа; 5) самоопределение к деятельности: формулировка темы урока, задач, мотивация учебной деятельности;6) актуализация опорных знаний ; 7) первичное усвоение новых знаний; 7) первичное закрепление полученных знаний; 8)информация о домашнем задании; 9) рефлексия и 10) итог урока.
Отличительными особенностями уроков в малокомплектной школе являются: а) жесткая регламентация учебного времени; б) подготовка к уроку учебных записей на доске, наглядных пособий (таблиц, памяток, плакатов, алгоритмов, перфокарт, карточек и др.); в) большой объем самостоятельной работы, во время которой класс фактически лишен помощи со стороны учителя; г) модификация – видоизменение методических приемов в связи со спецификой одновременной учебной деятельности нескольких классов в одном учебном помещении и под руководством одного учителя.
Внедрение новейших информационных технологий в учебный процесс с целью повышения эффективности обучения русскому языку является одним из приоритетных направлений современного языкового образования младших школьников. К новейшим информационным технологиям относится применение компьютерных программ в обучении. Компьютерные технологии используются и при обучении детей грамоте, и при изучении отдельных учебных тем и разделов программы первоначального курса русского языка и литературного чтения, а также применяются с целью контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с программными требованиями. В распоряжении учащихся мультимедийные языковые программы, среди которых мультимедийные курсы по изучению важнейших учебных тем, языковые занимательные игры, домашний консультант и др.
Общеизвестно, что компьютер не может полностью заменить учителя и «живого» общения с ним. Однако использование компьютера, как на уроке, так и во внеурочное время имеет ряд преимуществ:
Компьютер терпелив, он никогда не будет торопить ученика, поэтому можно работать в удобном для каждого ученика темпе с учетом индивидуальных особенностей умственного развития ребенка.
Компьютер способствует интенсификации учебного процесса, т.е. включает всех учащихся в активную мыслительную деятельность в поисках нужной информации для решения поставленной учебной задачи.
Компьютерные программы преимущественно имеют занимательный и игровой характер, что соответствует психологическим требованиям младшего школьного возраста.
Компьютер создает благоприятные возможности для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям ПЭВМ – цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т.д.
Задания, предлагаемые в компьютерных программах, содействуют углубленному усвоению конкретного учебного материала.
Компьютер обеспечивает наличие обратной связи, т.е. обязательного анализа, коррекции и исправления ошибок.
Компьютер способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного творческого труда, приучает к самоконтролю.
Компьютер значительно расширяет словарный запас учащихся с помощью набора вербальных игр и т.п.
Применение компьютерных технологий обеспечивает творческую активность обучаемых, поскольку развивается логическое мышление и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, которое необходимо для полноценного развития личности.
- 1. Организационно-методические основы обучения грамоте младших школьников.
- 2. Методические основы построения и организации уроков русского языка. Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературного чтения.
- 3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
- 4. Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников.
- 5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых творческих упражнений.
- 6. Научно-методические основы обучения правописанию младших школьников.
- 8. Методика чтения и анализа художественных произведений разных родов и жанров в начальных классах.
- 9. Методика работы над навыком чтения младших школьников.
- 10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.