3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Речь – это деятельность человека, применение языка для передачи своих мыслей, знаний, намерений, чувств. Речь бывает внешняя и внутренняя; внешняя подразделяется на устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную), выделяют также речь диалогическую и монологическую. К задачам по развитию речи учащихся относятся: обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование звуковой культуры речи, совершенствование грамматической стороны речи, развитие качественных характеристик речи. Речь учащихся должна характеризоваться содержательностью – говорить или писать можно только о том, что сам хорошо знаешь; логичностью - последовательность, четкость построения речи; точностью – умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Речь ученика должна характеризоваться выразительностью – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа; ясностью – доступностью для людей, к которым она обращена. Очень важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков родного языка, соблюдение правил орфоэпии.
Выделяются следующие уровни работы по развитию речи в начальных классах: произносительный, лексический, грамматический и уровень текста. Произносительная работа планируется по трем направлениям: техника речи, орфоэпия, интонация. Важной задачей в работе над техникой речи является: а) формирование правильного речевого дыхания; б) совершенствование артикуляции и дикции. В связи с этим в структуре уроков обучения грамоте, а также по возможности уроков русского языка и литературного чтения, предполагается планирование и проведение речевой разминки как обязательного этапа урока. Усвоение орфоэпических норм русского литературного языка должно быть обеспечено ежедневно в связи с изучаемым на уроке учебным материалом. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Интонационная работа обязательно включается в структуру уроков и опирается на учебный материал учебных книг (текстовый и иллюстративный). Интонация – это звуковое средство языка. Оно состоит из следующих компонентов: мелодика (повышение и понижение тона); сила голоса; темп, пауза, тембр как средство выражения эмоций.
Лексический уровень развития речи представляет собой словарную работу, которая складывается из четырех направлений: обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали; уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Источники обогащения словаря: речевая среда в семье, среди друзей, книги, средства массовой информации; учебная работа в школе (учебники, речь учителя), словари, справочники. Словарь личности накапливается в течение всей жизни; наивысшая интенсивность – в самые ранние годы. Подсчитано, что словарь учащихся начальных классов ежедневно обогащается 4 -6 словами, в средних классах – 6-8 словами, в старших классах – 7-12 словами.
Способы объяснений новых слов (семантизация лексики):
Применение наглядности: предметной, изобразительной, графической. Иногда можно использовать мимику, жесты, движения.
С помощью системных связей: подбор синонимов, антонимов, словообразовательного анализа, контекста.
С помощью логического определения: подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков
Время года
Осень
Похолодание, отлет птиц, сбор урожая
Развернутое описание: применяется при анализе художественных текстов.
В процессе работы над словарем учащихся необходимо знакомить со стилистическим богатством родного языка. Тропы – это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. К тропам относятся сравнение, эпитет, метафора.
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Работа над синонимами в начальных классах складывается из следующих элементов: а) обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению, объяснение значений и оттенков этих слов; б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов; в) упражнения на употребление синонимов в речи. Работа над антонимами строится следующим образом: а) антонимы группируют по парам; б) подбирают антонимы к данным словам; в) заменяют антонимы в предложении; г) дополняют начатое предложение словами с противоположным значением (антонимами); д) подбирают антонимы к словам, выступающим в разных значениях, е) подбирают синонимические группы антонимов и др.
В начальных классах предусматривается работа над многозначностью слов, омонимами и фразеологическими единицами.
На грамматическом уровне работы по развитию речи используются упражнения в построении синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. В его составе – главное и зависимое слова. В начальных классах принят такой прием работы над словосочетанием, как постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего. Виды речевых упражнений со словосочетаниями: установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование; составление словосочетаний разных типов и тематики; выделение устойчивых сочетаний и толкование их значений; исправление речевых ошибок в словосочетаниях, исправление диалектизмов (был «у сестре», поймал «мыша»). Предложение – это минимальная единица речи, имеет четкую грамматическую организацию, выражает законченную мысль. Виды упражнений с предложениями: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие.
- 1. Организационно-методические основы обучения грамоте младших школьников.
- 2. Методические основы построения и организации уроков русского языка. Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературного чтения.
- 3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
- 4. Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников.
- 5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых творческих упражнений.
- 6. Научно-методические основы обучения правописанию младших школьников.
- 8. Методика чтения и анализа художественных произведений разных родов и жанров в начальных классах.
- 9. Методика работы над навыком чтения младших школьников.
- 10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.