Голосовая терапия
Vorce (1974) отметил необходимость ранней коррекции голоса у детей с нарушением слуха. Нужно поощрять такого ребенка, как можно шире использовать для общения голос. Родители должны постоянно вызывать ребенка на разговор, даже если это не будет истинной речью, а только приближением к ней или просто случайной вокализацией. Взрослый должен реагировать на «речь» ребенка громким голосом. Это способствует закреплению в сознании ребенка мысли о необходимости вокализации, и можно ожидать, что он будет использовать свой голос для общения. Раннее использование усилителей звука стимулирует вокализацию ребенка за счет обратной связи; родители и другие взрослые могут закреплять эту обратную связь, имитируя голос ребенка [Pronovost, 1977]. Общая тренировка голоса помогает предотвратить развитие его тяжелых нарушений [D. К. Wilson, 1972]. Если позднее все же возникают нарушения голоса, то для их коррекции прибегают к голосовой терапии.
Нашу общую программу голосовой терапии, несколько изменив ее, можно использовать для исправления голоса у детей с нарушением слуха. Мы представим здесь соответствующие модификации, а также вспомогательные упражнения для глухих детей. При коррекции голоса у детей с нарушениями слуха мы рекомендуем придерживаться следующих основных положений:
нужно полностью использовать остаточный слух;
программа голосовой терапии должна быть строго скоор динирована с общей программой обучения ребенка, включаю щей тренировку слуха, чтение по губам, исправление артикуля ции, увеличение словарного запаса и формирование речи;
тренировку слуха необходимо подкреплять визуальными стимулами, а также и тренировкой кинестезических и тактиль ных ощущений.
Наша программа голосовой терапии для детей с нарушенным слухом предусматривает полное использование возможностей слуха посредством тренировки слухового восприятия. Эта программа должна базироваться на предшествующей тренировке слуха ребенка. Sanders (1971) считал, что тренировка слуха представляет собой систематическую процедуру, направленную на увеличение количества информации, которое человек получает с помощью слуха. Тренировка слуха является составной частью программы обучения детей с нарушенным слухом. Она варьируется от грубого различения шумов до тонкого отличения звуков речи. Занимаясь тренировкой слуха с маленькими детьми, следует помнить, что детям с нарушенным слухом требуется
больше времени, чтобы отличать звонкий звук от глухого, например, б —п [Bennett, Ling, 1973].
Уделяя основное внимание слуховому восприятию, мы рекомендуем дополнять его визуальной стимуляцией, а также кине-стезическими и тактильными сигналами. По мнению Berg (1970), слуховую стимуляцию следует дополнять визуальными и тактильными сигналами в возрасте 3—5 лет. Newe (1945) считал, что использование тактильных и кинестезических сигналов помогает ребенку развить «внутреннее чувство», особенно в области глотки и шеи, указывающее, что желательно и что нежелательно. Это улучшает контроль тембра и высоты голоса. Логопед дает ребенку понять, когда его голос имеет правильные высоту, громкость и тембр. По мере тренировки ребенок приобретает способность дополнять слуховые сигналы тактильными и кине-стезическими ощущениями, возникающими в те моменты, когда его голос имеет желаемое звучание. Froescheles (1943, 1952) и Beebe (1977, 1978) для улучшения голоса детей с плохим слухом и глухих детей рекомендовали использовать жевательные упражнения, описанные в главе 9. Они считали, что использование этого метода и акцентирование внимания на кинестезии жевания и улучшенного голоса помогает избавиться от неправильных голосовых навыков и заменить их более приемлемыми. По мнению Ling и Ling (1978), обучение ребенка с нарушенным слухом навыкам речи преследует цель дать ему возможность выражать свои мысли достаточно эффективно и свободно в любых социальных ситуациях. Для достижения успеха необходимо начинать обучение речевым навыкам как можно раньше, делать это часто и систематически. Авторы также отметили, что при обучении речи нужно полностью использовать остаточный слух ребенка и что даже детей с очень тяжелыми нарушениями слуха можно научить чистой речи.
- Глава 13
- Нарушения голоса у детей с потерей слуха
- Особенности нарушений голоса у детей с потерей слуха
- Голосовая терапия
- Слуховые аппараты
- Основные направления голосовой терапии
- ЦЕпи терапии
- Цель 1. Коррекция высоты тона и просодии
- Цель 2. Коррекция резонанса
- Цель 3. Коррекция громкости
- Цель 4. Коррекция ларингеального тона
- Цель 5. Улучшение разборчивости речи и артикуляции
- Цель 6. Коррекция темпа и ритма речи
- Задания для самостоятельных занятий ребенка с нарушением слуха