logo
Глава 13

Слуховые аппараты

Следует эффективно использовать индивидуальный слуховой аппарат ребенка. Его нужно убедить в необходимости посто­янно пользоваться аппаратом и научить правильно его эксплуа­тировать. Логопед должен знать основные параметры аппарата, которым пользуется ребенок. Он ежедневна должен проверять работу каждого аппарата. Однако не все аппараты соответст­вуют спецификациям предприятий-изготовителей. Так, Townsend и Olsen (1982) проверили 100 новых слуховых аппаратов и об­наружили, что только 68% из них соответствовали специфика­циям.

Keniker, McConnell, Logan, Green (1979) в течение несколь­ких лет занимались выявлением дефектов этих аппаратов. Они обнаружили, что в 61% аппаратов батарейки были слабыми или вообще не работали, в 13% аппаратов не соответствовали фор­ме ушной раковины, 26% аппаратов имели механические дефек-

ты. Ling (1976) рекомендовал перед началом каждого занятия проверять работу аппарата, чтобы понять, хорошо ли ребенок слышит речь. Автор предлагал произносить звуки у, а, и, ч, с с расстояния, на котором ребенок обычно их слышит. Если ребе­нок нормально услышал звук, он должен хлопнуть в ладоши или повторить его.

Kemker и соавт. (1979), а также Potts и Greenwood (1983) описали программу контроля работы слуховых аппаратов. Ап­парат надо проверять регулярно — ежедневно или каждую не­делю. Делать это должен логопед или, если это возможно, аудиолог. Проверку начинают с осмотра и выявления возмож­ного повреждения переключателей, микрофона, проводов, кор­пуса и т. п. Затем проверяют работу аппарата, произнося зву­ки, слова, предложения. Не должно быть посторонних звуков, искажения звуков, неразборчивой речи. Наушник должен соот­ветствовать форме ушной раковины. Humes и Bess (1981) счи­тают необходимым тщательно контролировать степень усиления звука, которую ребенок устанавливает на своем слуховом аппа­рате. Это нужно для того, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение слуха из-за слишком большого усиления в течение длительного времени. Они указали, что ребенок, привыкший к слуховому аппарату, скорее всего будет пользоваться им по меньшей мере в течение 50 лет. Они показали, что у ребенка с уровнем слухового восприятия в 80 дБ на 4000 Гц усиление за счет слухового аппарата не должно превышать 33 дБ, чтобы не происходило ухудшения слуха.