Слуховые аппараты
Следует эффективно использовать индивидуальный слуховой аппарат ребенка. Его нужно убедить в необходимости постоянно пользоваться аппаратом и научить правильно его эксплуатировать. Логопед должен знать основные параметры аппарата, которым пользуется ребенок. Он ежедневна должен проверять работу каждого аппарата. Однако не все аппараты соответствуют спецификациям предприятий-изготовителей. Так, Townsend и Olsen (1982) проверили 100 новых слуховых аппаратов и обнаружили, что только 68% из них соответствовали спецификациям.
Keniker, McConnell, Logan, Green (1979) в течение нескольких лет занимались выявлением дефектов этих аппаратов. Они обнаружили, что в 61% аппаратов батарейки были слабыми или вообще не работали, в 13% аппаратов не соответствовали форме ушной раковины, 26% аппаратов имели механические дефек-
ты. Ling (1976) рекомендовал перед началом каждого занятия проверять работу аппарата, чтобы понять, хорошо ли ребенок слышит речь. Автор предлагал произносить звуки у, а, и, ч, с с расстояния, на котором ребенок обычно их слышит. Если ребенок нормально услышал звук, он должен хлопнуть в ладоши или повторить его.
Kemker и соавт. (1979), а также Potts и Greenwood (1983) описали программу контроля работы слуховых аппаратов. Аппарат надо проверять регулярно — ежедневно или каждую неделю. Делать это должен логопед или, если это возможно, аудиолог. Проверку начинают с осмотра и выявления возможного повреждения переключателей, микрофона, проводов, корпуса и т. п. Затем проверяют работу аппарата, произнося звуки, слова, предложения. Не должно быть посторонних звуков, искажения звуков, неразборчивой речи. Наушник должен соответствовать форме ушной раковины. Humes и Bess (1981) считают необходимым тщательно контролировать степень усиления звука, которую ребенок устанавливает на своем слуховом аппарате. Это нужно для того, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение слуха из-за слишком большого усиления в течение длительного времени. Они указали, что ребенок, привыкший к слуховому аппарату, скорее всего будет пользоваться им по меньшей мере в течение 50 лет. Они показали, что у ребенка с уровнем слухового восприятия в 80 дБ на 4000 Гц усиление за счет слухового аппарата не должно превышать 33 дБ, чтобы не происходило ухудшения слуха.
- Глава 13
- Нарушения голоса у детей с потерей слуха
- Особенности нарушений голоса у детей с потерей слуха
- Голосовая терапия
- Слуховые аппараты
- Основные направления голосовой терапии
- ЦЕпи терапии
- Цель 1. Коррекция высоты тона и просодии
- Цель 2. Коррекция резонанса
- Цель 3. Коррекция громкости
- Цель 4. Коррекция ларингеального тона
- Цель 5. Улучшение разборчивости речи и артикуляции
- Цель 6. Коррекция темпа и ритма речи
- Задания для самостоятельных занятий ребенка с нарушением слуха