logo
Глава 13

ЦЕпи терапии

D. К. Wilson (1972) определил цели голосовой терапии у де­тей с нарушением слуха. Они перечислены ниже (не в порядке значимости); последовательность их достижения определяете» нуждами ребенка, которые выявлены во время обследования, и тестирования.

  1. Достижение адекватной высоты основного тона с необхо­ димыми выразительными вариациями высоты тона, включая- правильное использование просодических характеристик: плав­ ности перехода от одного уровня к другому, ударения, инто­ нации.

  2. Достижение сбалансированности ротового и носового ре­ зонанса без чрезмерной гиперназальности или гипоназальности, тупикового эффекта или глоточного резонанса.

  3. Овладение контролем громкости.

  4. Образование чистых ларингеальных тонов без гипертензии или гипотензии голоса, устранение перенапряжения голоса, ов­ ладение правильным дыханием.

  5. Обеспечение адекватной разборчивости речи и точной ар­ тикуляции.

6. Овладение правильным ритмом и темпом речи. Осуществления каждой цели добиваются с помощью 10-сту-

пенчатой схемы голосовой терапии. В эту схему входят три основные процедуры: тренировка слухового восприятия, обуче­ние правильному использованию голоса, закреплению правиль­ного использования голоса. Для начала выбирают тот аспект голоса, который легче всего поддается коррекции, и с этого на­чинают интенсивную тренировку слухового восприятия. Однако-у большинства детей мы одновременно работаем над нескольки­ми измененными аспектами голоса, например над громкостью-и высотой тона, так как между ними существует тесная взаи­мосвязь. Сюда же можно включить и неправильный темп речи. При нарушении слуха вновь приобретенные навыки могут закрепляться очень медленно [Miller, 1948]. Следует пользо­ваться закрепляющими процедурами, описанными в главе 15. Закрепление правильных навыков речи у детей с нарушенным слухом требует много времени, терпения и упорства со стороны; логопеда, самого ребенка, его семьи и учителей.