logo
Учебник психология и педагокика

Развитие познания в истории человеческого общества

Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.      На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.      Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.      В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.      Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.      Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.      В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:

На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.      Другая классификация форм человеческого знания предложена М. Полани, который предложил концепцию личностного знания. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Согласно Полани, в личностном знании запечатлена не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию. Личностное знание - это не только совокупность каких-либо утверждений, но и переживание индивида. М. Полани считал, что можно говорить о двух типах знаний у человека:

Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей.