logo
Учебник психология и педагокика

Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека

Часто провести границу между гуманитарным и естественнонаучным познанием практически невозможно даже в рамках одной науки. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В психологии, например, существует давний спор о методологических основах познания, объяснения и понимания человека, крайние взгляды в этом споре получили название естественнонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и понимании человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Еще в начале ХХ века В. Дильтей предложил различать объяснительную (естественнонаучную, атомистическую) и описательную (понимающую) психологии, признавая за каждой из них свой круг проблем, познание которых методами "другой" психологии невозможно. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Из всего вышесказанного уже понятно, что для естественнонаучного подхода в психологии характерна ориентация на объективность изучения человека. Это, в частности, означает исключение из описания и объяснения всего, что относится к самому исследователю и процедуре его познавательной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При таком подходе исследователь должен занимать по отношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного - то есть объективного - наблюдателя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Для естественнонаучного подхода наиболее адекватными способами получения знания об изучаемом объекте являются наблюдение и эксперимент. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Следование идеалам естественнонаучного познания в науке характеризует позицию сциентизма. Многие психологи реализуют в своих исследованиях человека сциентистский подход, когда изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от исследования природных явлений и человек рассматривается как объект, вещь в ряду других объектов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Как и объекты природы, человек превращается в источник информации посредством научных, объективных методов. При таком подходе диалогичность гуманитарного знания полностью утрачивается, более того, считается артефактом (ненаучным, неверным, неадекватным знанием) научного познания. Утрачивается вместе с тем и целостность понимания человека, так как для естественнонаучного способа познания мира и человека свойственно в первую очередь анализировать объект изучения по частям, поскольку считается, что свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей.      Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности - человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.      Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.      При таком диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.      Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездетным и безличным. В рамках такой педагогики становится невозможным понимание человеческой уникальности и полноценное развитие человеческого в человеке.

Проблемы для обсуждения: 1. Критерии для классификации наук. Виды наук в соответствии с этими классификациями. 2. Специфика гуманитарного познания. 3. Различия естественнонаучного и гуманитарного подхода к изучению человека.