18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года. Концептуальный уровень в проекте данной Программы отражали сформулированные стратегические цели и принципы развития. Так, среди целей в числе важнейших были: - повысить образовательный уровень населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 году, предоставив каждому гражданину страны возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями; - обеспечить широту и качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики. Разработать многоуровневую систему высшего образования и начать ее реализовывать в 1992-1993 годах.
Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:
принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач;
принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;
принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;
принцип единства - обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования;
принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;
принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Технологический уровень Программы также содержал конкретные меры, сроки их реализации и предполагаемые затраты. В числе мер технологического уровня предлагались такие, как:
расширение масштабов образования;
диверсификация образовательных программ высшей школы, создание трехуровневой системы высшего образования, предусматривающей различные по характеру и объемам образовательные и профессиональные программы;
фундаментализация образовательных программ как основы для подготовки специалистов широкого профиля;
построение схемы регионального управления высшего образования и функции каждого ее звена (вуза, региона, федерального центра);
создание механизма оценки вуза путем аттестации и аккредитации на базе государственных образовательных стандартов (ГОС);
кардинальное расширение самостоятельности вуза в академической, хозяйственной и других сферах.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций были впоследствии закреплены в Законе РФ "Об образовании", вышедшем в июне 1992 г. Данный документ и содержащиеся в нем концептуальные основы преобразуемой образовательной системы в России строго придерживались позиции уважения к традициям и завоеваниям отечественного образования. Принятый Закон провозгласил область образования приоритетной. Закон декларировал, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, а образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Были определены принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В данном Законе сформулировано понятие система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
государственными;
муниципальными;
негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений: 1. Дошкольные: ясли, детские сады. 2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр. 3. Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования. 4. Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр. 5. Учреждения дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества детей и юношества, станции юных техников и пр. 6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома. 7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования:
В образовательном учреждении:
очные;
очно-заочные (вечерние);
заочные формы.
В форме семейного образования.
Самообразование.
Экстерн. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вместе с тем, как свидетельствует исторический путь развития образования в 90-х годах, Программа-92 оказалась слишком оптимистичной. На многие ее проекты, такие, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы и другие, не было выделено средств, и они не были выполнены в указанные сроки. Разработчики отечественной образовательной программы в середине 90-х годов настойчиво пытались воплотить в жизнь намеченные преобразования. Так, осенью 1994 года была создана и внесена Правительством Российской Федерации в качестве проекта на рассмотрение Государственной Думы Федеральная программа развития образования. Данный документ по сравнению с Программой-92 содержал большее число различных проектов, здесь более детально были проработаны и просчитаны необходимые затраты на его реализацию. В Федеральной программе 1994 года был усилен акцент на обеспечение соответствующих социально-экономических условий развития высшей школы, укрепление ее материальной базы и социально-культурной инфраструктуры. На первый план выдвигались проекты интеграции научных исследований и учебного процесса, развития дистанционных форм обучения, реализация инновационных и информационных технологий. Однако ни этот, ни скорректированный впоследствии (1997-1998 гг.) проект Федеральной программы развития образования не был рассмотрен Государственной Думой и практически не профинансирован. В качестве краткого итога рассмотрения исторического пути развития и создания системы образования в России необходимо отметить, что в 1994-1999 годах проектом Программы был предусмотрен переход к сбалансированному развитию системы образования в новых политических и социально-экономических условиях. Основные цели указанного этапа заключались в определении и осуществлении комплекса мер, направленных на сохранение системы образования, реализации программы структурно-содержательных преобразований, создании нормативной правовой базы, механизмов изменений и развития системы образования. На этой основе планировалось осуществить дальнейшее всестороннее развитие системы образования. Поставленные цели в полной мере не были реализованы в связи с трудностями экономического и организационного характера.
Проблемы для обсуждения: 1. Определите этапы реформирования образовательной системы в Российской Федерации. 2. Покажите значение преобразований в сфере образования для развития политических, экономических и иных институтов государства. 3. Дайте характеристику принципов развития образовательной системы в России.
- Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла
- 1.1. Многообразие форм человеческого знания
- Виды человеческого знания
- Развитие познания в истории человеческого общества
- Знания как основной элемент содержания общего образования
- Рациональное и чувственное познания действительности
- 1.2. Мировоззренческие картины мира
- Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений
- Виды и социально-исторические типы мировоззрений
- Различные картины мира
- 1.3. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
- Разные виды веры
- Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
- 1.4. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности
- Уровни научного знания
- Организация эмпирического и теоретического уровня знаний
- 1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
- Особенности гуманитарных наук
- Специфика социального познания
- Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека
- 1.6. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста
- Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
- Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека
- Качества субъекта труда как специалиста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Объект и предмет психологии
- 2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности
- Субъективная и объективная реальность
- Психологические факты и психические явления
- Предмет и объект психологии как науки
- 2.2. Основные формы психики
- Стадии и уровни психического отражения у животных
- Условное деление психики человека
- Отличие психики животных от психики человека
- 2.3. Научные школы в западной и отечественной психологии
- Причины и сущность кризиса психологической науки
- Основные зарубежные психологические школы
- Отечественные школы психологии хх века
- 2.4. Психологическая наука и психологическая практика
- Этические стандарты деятельности практического психолога
- Основные направления практической психологии
- 2.5. Роль психологических знаний в современной педагогической практике
- Роль психолога в организации педагогического процесса
- Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Способы приобретения психологических знаний
- 3.1. Источники психологических знаний
- Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике
- Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека
- 3.2. Житейские психологические знания о себе и других людях
- Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии
- Отличие житейских психологических знаний от научных (См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
- 3.3. Классификация методов психологического исследования
- Подходы к классификации методов психологического исследования
- А. Неэкспериментальные психологические методы
- Б. Диагностические методы
- В. Экспериментальные методы
- Г. Формирующие методы
- 3.4. Проблема достоверности получаемой психологической информации
- Зависимость достоверности получаемых психологических данных от надежности и валидности используемых методик
- Понятие надежности теста
- Понятие валидности теста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности
- 4.1. Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии
- Объяснительные принципы психологии
- Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач
- 4.2. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
- Проблема биологического и социального в психологии
- Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные э.Кречмером
- Виды взаимодействия генотипа и среды
- 4.3. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека
- Понятие сензитивных и критических периодов
- Жизненный цикл человека
- Периодизация психического развития человека
- Виды ведущей деятельности
- Список рекомендуемой литературы
- Потребности и мотивы (диспозиции)
- Параметры мотивационной сферы человека
- Иерархия потребностей
- 5.2. Когнитивные теории мотивации
- Теория когнитивного диссонанса
- Теория баланса
- Сценарии (скрипты) и контрфакты
- 5.3. Психические познавательные процессы
- Эмоциональные процессы
- Сенсорно-перцептивные процессы
- Коммуникативные процессы
- 5.4. Сознание и бессознательное
- Феном сознания, его типы
- Соотношение сознания и бессознательного
- Состояния сознания
- 5.5. Измененные состояния сознания
- Виды измененных состояний сознания
- Сон и его основные стадии
- Искусственно вызванные измененные состояния сознания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Чувственное познание
- 6.1. Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания
- Ощущение, его психофизиологические основы
- Отличие восприятия от ощущений
- Восприятие, его основные качества и виды
- Организация наших восприятий
- 6.2. Внимание, его свойства и виды
- Внимание, его физиологические основы
- Основные свойства внимания
- Виды внимания
- 6.3. Психологические закономерности памяти
- Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
- Психологические закономерности памяти
- 6.4. Эмоции и чувства как результат чувственного познания мира
- Чувства
- Снятие эмоционального напряжения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Рациональное познание
- 7.1. Мышление как психологический феномен
- Психологические концепции мышления и их философская основа
- Психологическая сущность мышления и его особенности
- Физиологическая основа процесса мышления
- 7.2. Типология и качества мышления
- Формы мышления
- Виды мышления
- Индивидуально-психологические особенности мышления
- 7.3. Мышление как процесс решения задач
- Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса
- Сущность мышления как процесса решения задач
- Типы мыслительных действий и их содержание
- Операции мышления
- 7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения
- Умственное развитие и интеллект человека
- Основные психологические методики изучения интеллекта
- Креативность как характеристика мышления человека
- Методики изучения креативности
- 7.5. Воображение, его формы и механизмы
- Психологическая сущность воображения
- Виды воображения
- Формы воображения
- Механизмы воображения
- 7.6. Общее понятие о языке и речи
- Сущность и признаки языка и речи
- Функции речи
- Формы и виды речи
- Типы речи
- Свойства речи
- 7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа
- Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания
- Архитектоника наук, изучающих речь
- Единицы анализа речи
- Характеристика житейских и научных понятий и особенностей их становления в индивидуальном сознании
- Список рекомендуемой литературы
- Методы психодиагностики, используемые для построения психологических характеристик личности
- 8.2. Понятие нормы в психологии. Отклонение от норм
- Понятие нормы в различных психологических школах
- Критерии психического здоровья с позиций медицинской психологии
- 8.3. Личность как социокультурная реальность
- Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность"
- Человек как субъект, его психическая организация
- Структура личности
- 8.4. Уникальность жизненного пути личности
- Проблема жизненного пути в психологической науке
- Жизненные планы и жизненный сценарий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Конституциональный уровень психики
- 9.1. Нервная система человека
- Общее строение нервной системы человека
- Отличие человеческого мозга от мозга животных
- 9.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- Условно-рефлекторная деятельность организма
- Функциональная система п.К.Анохина
- Понятие об интегративной деятельности головного мозга
- 9.3. Темперамент и его психологические особенности
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Обусловленность темперамента свойствами нервной системы
- Темперамент и личность
- 9.4. Волевая регуляция поведения человека
- Основные признаки воли как психологического явления
- Значение воли в организации деятельности и общения человека
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике
- 10.1. Межличностные отношения в системе общественных отношений
- Личность в системе объективных отношений
- Структура общественных отношений
- Социальная роль
- 10.2. Структура межличностного взаимодействия
- Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия
- Стиль поведения и действий
- Основные механизмы взаимопонимания
- 10.3. Формирование психологического портрета в межличностных отношениях
- Межличностное восприятие и понимание человека
- Формирование межличностных отношений
- Психология межличностного воздействия
- 10.4. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения
- Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия
- Структура конфликтной ситуации
- Виды конфликтов
- 10.5. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи
- Психология трудовой деятельности
- Функции труда и его составляющие
- Психологическое содержание труда
- 10.6. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий
- Психологическое становление профессионала
- Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала
- Список рекомендуемой литературы
- Проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Современные стратегии и модели образования
- 12.1. Педагогическая наука и ее структура
- Из истории педагогики
- Предметная область и основные категории педагогики
- Методы педагогики
- Отрасли педагогики
- Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем)
- Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы
- Философские основания различных педагогических систем и технологий
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика
- 12.3. Основные концепции и подходы к обучению
- Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
- Теория проблемно-деятельностного обучения
- Теория содержательного обобщения в.В.Давыдова - д.Б.Эльконина (развивающее обучение)
- Концепция программированного обучения
- Контекстное обучение
- Бихевиористские теории научения
- Гештальттеория усвоения
- Суггестопедическая концепция обучения
- Теория обучения на основе нейролингвистического программирования
- 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований
- Сущность философской антропологии и ее значение для образования
- Педагогическая антропология и ее основные положения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 13. Развивающие педагогические технологии
- 13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
- Понятие "педагогической технологии"
- Критерии технологичности педагогической технологии
- Структура педагогической технологии
- Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
- Методика и технология
- Методы обучения и их классификация
- Приемы и средства обучения
- Формы обучения
- Основные формы педагогического общения
- Способы обучения
- Системы обучения
- 13.2. Проблема типологии педагогических технологий
- Понятие педагогической технологии
- Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
- 13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
- Сущность проблемно-поисковых технологий обучения
- Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
- Основные формы проблемного обучения
- Сущность коммуникативных технологий обучения
- 13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
- Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование
- Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике
- Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях
- 13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
- 13.6. Критерии выбора педагогических технологий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 14. Педагогика межличностных отношений
- 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества
- Сущность речевого общения и его структура
- Невербальные средства общения
- Виды общения
- 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
- Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
- Сущность педагогического взаимодействия
- 14.3. Стили педагогического общения
- Стиль педагогического общения и его структура
- Классификация и особенности стилей педагогического общения
- 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения
- Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
- Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
- 14.5. Требования к личности современного преподавателя
- Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
- Сущность и структура педагогического профессионализма
- Социально и профессионально обусловленные качества педагога
- Творчество и инновации в педагогической деятельности
- 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
- 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя
- Коммуникативные качества и свойства личности педагога
- Коммуникативные умения и способности педагога
- Пути и способы развития педагогических способностей
- Педагогическая этика
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации
- 15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации
- Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды
- Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций
- Моделирование ситуации успеха
- Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций
- 15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
- Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Сферы семейной жизни как среда воспитания
- Задачи воспитания в семье
- 15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания
- Взгляды на проблему самовоспитания и саморазвития в отечественной педагогике
- Факторы, способствующие развитию самовоспитания учащихся
- Методы самовоспитания
- Список рекомендуемой литературы
- Формы обучения, их особенности, признаки и функции
- Методы организации и осуществления учебной деятельности
- 16.2. Умение учиться
- 16.3. Основы работы с текстом
- Строение текста и его анализ
- Виды письменных работ обучаемых
- 16.4. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
- 16.5. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования
- 17.1. Понятие качества образования
- Различное понимание понятия качества
- Различное понимание качества образования
- Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
- 17.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
- Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования
- Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
- 17.3. Психологические отличия учебной оценки и отметки
- Различия между оценкой, отметкой и баллом
- Функции и виды оценки
- Причины необъективности педагогической оценки
- 17.4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового)
- Принципы контролирования успеваемости
- Этапы проверки успеваемости (См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
- Методы контроля знаний учащихся
- 17.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
- Поощрение и наказание как методы стимулирования
- Педагогическая оценка как стимул
- Эффективность педагогической оценки
- 17.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
- Особенности рейтинговой системы оценки знаний
- Основные принципы системы рейтинговой оценки
- 17.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
- Тестирование как одна из форм контроля знаний
- Виды тестового контроля знаний
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 18. Управление образовательными системами
- 18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
- 18.2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
- Проблемы и перспективы развития образования в России
- Федеральная программа развития образования
- Характеристика свойств современного образования в России
- 18.3. Управление образованием в России
- Органы управления образованием в Российской Федерации
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 18.4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
- Список рекомендуемой литературы