5.2 Спецификации метаданных информационных ресурсов
При решении любых задач поиска, отбора информации из крупных информационных массивов, задач управления такими массивами возникает необходимость избежать сплошного просмотра и анализа, пусть даже в той или иной степени автоматизированного, всей имеющейся информации. Гораздо предпочтительнее получить компактно записанные стандартизованные данные о представляющих интерес аспектах рассматриваемых информационных объектов. Подобные данные об информации называются метаданными. Типичным примером метаданных являются, например, библиографические описания и выходные данные книг и других изданий.
Набор метаданных о том или ином информационном объекте составляет его метаописание. Объекты метаописаний могут быть весьма различны по уровню: от отдельных записей, документов, статей, разделов и глав монографий и научных трудов до огромных сложноструктурированных информационных массивов информации, интернет-порталов, крупных архивов и библиотек. Структура и состав метаописаний, очевидно, в значительной степени должны зависеть от уровня, типа и физической природы описываемых информационных объектов.
Требования к метаописаниям определяются также составом задач управления информационными массивами, для решения которых эти описания используются. Характер решаемых задач управления влияет, например, на наличие и степень отражения содержательных, организационных, технологических, правовых, экономических и других аспектов, связанных с описываемыми объектами. Задачи оптимизации поиска информации, в свою очередь, определяют необходимость наличия подробных адресных и идентификационных метаданных.
Помимо типа описываемых объектов и характера решаемых задач на состав используемых метаданных оказывают влияние и особенности сферы использования информации. Так, требования к метаописаниям управленческой документации, правовых документов, научной и художественной литературы могут в значительной степени отличаться друг от друга. Одной из сфер, предъявляющей наиболее разнообразные требования к описанию обращающейся в ней информации (особенно ее содержания), является фундаментальная наука.
Очевидно, что каждая область науки оперирует своими специфичными данными и имеет потребность в собственных форматах их представления, что обусловлено требованиями функциональности соответствующих систем обработки информации. Этим объясняется малая степень интеграции научных данных, по сравнению с образовательными, библиотечными, и другими типами ресурсов.
Семантические принципы описания, идентификации и поиска материалов научных исследований и разработок не зависят кардинально от технологии хранения и обработки информации. Речь может идти лишь о появлении новых, технологически обусловленных элементов описания и о повышении требований к формализации описаний. Последнее, правда, связано не столько с электронной формой самой описываемой информации, сколько с использованием метаописаний в системах автоматизированного поиска и обработки информации. Степень же формализации некоторых "традиционных" метаописаний (например, библиографического описания) весьма высока, что позволяет их использовать и в автоматизированных системах (непосредственно, при наличии соответствующего программного обеспечения, или как основу для "машинного" описания). Также весьма важными, но не находящимися в центре внимания авторов настоящей работы, являются проблемы программно-технологической реализации существующих систем метаданных. Составляющие часть этих проблем - вопросы использования протоколов и форматов.
Предметом исследований на данном этапе работы стала семантика систем метаданных, определяющая их состав и принципиальные возможности использования. Семантика и состав метаданных в свою очередь определяются решением уже упомянутых выше вопросов о составе объектов метаописаний и целях использования описаний.
Очевидно, что анализировать методы описания информационных ресурсов имеет смысл только на основе достаточно полного представления об особенностях нынешнего состояния, тенденциях развития и условиях функционирования описываемых научных информационных ресурсов - обзору наиболее характерных примеров научных информационных ресурсов, информационных систем и предоставляемых ими возможностей и услуг.
Далее анализируются сведения о метаданных различных типов, выделяемых в связи с особенностями описываемых объектов и целями использования метаописаний.
Описания различных типов метаданных базируются на примерах из конкретных систем метаданных, используемых известными информационными системами.
- 1.Анализ технологических решений отраслевых образовательных порталов
- 1.1.Системное программное обеспечение отраслевых образовательных порталов
- 2. Эргономика и дизайн портала
- 2.1. Использование каскадных таблиц стилей
- 2.2. Оформление портала
- 3. Концепция построения образовательного портала на примере специальности 230201 «Информационные системы и технологии»
- 4 Портал системы управления качеством образовательного учреждения высшего профессионального образования
- 4.1Разработка прикладного программного обеспечения информационно-справочного интернет-портала для системы менеджмента качества
- Реализация набора интерактивных служб и сервисов пользовательского и административного интерфейса интернет-портала ск оу впо на платформе iPhPortal
- 4.2 Службы, сервисы и модули портала ск оу впо Каталог
- Интерактив «Ленты новостей» (rss импорт)
- Система мониторинга обращений
- Мониторинг доступности ресурсов
- Система сбора статистики
- 4.3 Режим системы, осуществляющей информационный обмен с существующими средствами автоматизации оу впо
- 4.4 Информационное наполнение интернет портала ск оу впо
- Технологическая схема наполнения материалами Интернет-портала ск оу впо
- Основные элементы системы качества образовательного учреждения
- Часть 1: Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества в вуЗах
- Часть 2: Европейские стандарты и директивы по внешней гарантии качества в вуЗах
- Часть 3: Европейские стандарты и директивы для аккредитационных агентств
- В ней содержатся следующие материалы:
- Управление качеством в системе открытого образования
- Система менеджмента качества в образовании
- Сети агентств обеспечения качества образования
- Сведения о выполненных и реализуемых программах и проектах в области ск оу
- 4.5 Опыт реализации программ и проектов в области ск в образовательных учреждениях
- Нормативно-правовые материалы по вопросам ск
- Методические материалы по созданию, внедрению и развития ск оу
- 4.6 Методические рекомендации по использованию аппаратно-программного комплекса в оу впо Системные требования к установке портала
- 4.7 Принципы работы системы
- Структура директорий сайта
- 5. Научный портал по нанотехнологиям и наноматериалам Основные положения
- Функции Рубрикатора
- Принципы разработки Рубрикатора
- 5.1Структура основной классификационной таблицы Рубрикатора
- Способы формирования рубрикаторов предметной области
- Сопоставительный анализ рубрик отечественных и зарубежных научно-образовательных порталов.
- Примеры выполнения рубрикаторов
- Рубрикатор гк роснанотех
- Раздел 1. Объекты, относящиеся к сфере нанотехнологий
- Раздел 2. Получение, диагностика и сертификация наноразмерных систем
- Раздел 3. Продукты нанотехнологий
- Рубрикатор nanonewsnet.
- 5.2 Спецификации метаданных информационных ресурсов
- Предметы и цели метаописаний научных информационных ресурсов
- 5.3 Изучение российских и международных стандартов форматов для учета при организации обмена данными между различными источниками
- Формат ims
- Форматы marc и mods
- Формат prism
- Формат lom
- Формат ead dtd
- Формат cerif
- Сопоставительный анализ форматов с точки зрения интеграции данных
- Детальное описание формата lom
- Детальное описание формата rus lom
- 5.4 Спецификации метаданных федерального портала «Нанотехнологии и наноматериалы» Выбор базовой спецификации метаданных
- Расширение базовой спецификации метаданных для отрасли наноиндустрии
- 5.5 Структура хранилища
- Список использованной литературы