1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека
Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Основополагающие принципы:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.
Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».
Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».
Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.
Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».
И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.
При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников:
1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех.
3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.
В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:
- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
- формирование образа жизни, достойной Человека;
- формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт).
Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения.
Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень - это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:
1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
2) усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Результат формирующего влияния этих процессов наличность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной
На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие:
1) обустройство жизни ребенка в школе;
2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса - необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.
Показатели определения целостного и детального анализа и оценки результативности:
- внешний облик ребенка;
- физическое и психическое развитие детей;
- их поведение;
- качественность разнообразной деятельности;
- способности и самочувствие детей;
- ценностные предпочтения;
- отношение ребенка к своему Я.
- Система воспитательной работы
- Вопрос 1. Современные концепции воспитания
- 1.1 Системное построение процесса воспитания
- 1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
- 1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
- 1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека
- 1.5 Воспитание ребенка как человека культур
- 1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
- 1.7 Самовоспитание школьников
- 1.8 Воспитание на основе потребностей человека
- Вопрос 2. Современные подходы к воспитанию
- 2.1 Системный подход к построению воспитательного процесса в сельскохозяйственном вуЗе
- 2.2 Деятельностный подход в воспитании учащихся
- 2.3 Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
- 2.4 Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка
- 2.5 Синергетический подход как современная методологическая ориентация