logo
12461_lekcii_po_pedagogike

1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Основополагающие принципы:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отноше­ния, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло­вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означаю­щий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следователь­но, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Содержание воспитательного процесса. Его основу состав­ляют такие направления, как философическое, диалогичес­кое и этическое воспитание.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ре­бенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать ос­новы человеческой жизни».

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем плени­тельном и глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодей­ствия с детьми, которые активизируют духовную деятель­ность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

При осу­ществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодей­ствие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллек­тиве, семейной принадлежности, физических и психичес­ких особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исхо­дить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

В Программе определены педагогические за­дачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:

- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

- формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни;

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

- формирование образа жизни, достойной Человека;

- формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Чело­века - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют оп­ределенной интеллектуальной, духовной и душевной зре­лости, того, что выливается в жизненный опыт).

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулиро­вать школьников к ценностному осмыслению жизни чело­века, его предназначения.

Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирова­ние ценностного отношения к социальному устройству че­ловеческой жизни, и подростки готовы подняться на пя­тую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень - это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре про­исходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря ус­пешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окру­жающем его мире;

2) усвоений как овладения ребенком набором культур­ных умений и навыков, необходимых для жизни в совре­менном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей челове­ческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов налич­ность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной

На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие:

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и уче­нического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса - необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитатель­ного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.

Показатели определения целостного и детального анализа и оценки результативности:

- внешний облик ребенка;

- физическое и психическое развитие детей;

- их поведение;

- качественность разнообразной деятельности;

- способности и самочувствие детей;

- ценностные предпочтения;

- отношение ребенка к своему Я.