logo
12461_lekcii_po_pedagogike

2.5 Синергетический подход как современная методологическая ориентация

Синергетика — достаточно молодая отрасль науки, кото­рая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Ее название происходит от гречес­кого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.

Появление основных идей и самого термина «синергети­ка» связано с поиском ученых — представителей естествен­но-научных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельско­го университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов, биофизик А.М. Жаботинский.

Синергетический подход определяется ими как постнеклассическое междисциплинар­ное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самооргани­зации и саморазвития социальных и природных явлений.

Основными понятиями синергетики являются «самоорга­низация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «ат­трактор»:

- самоорганизация - это процесс или совокупность про­цессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования,содействую­щих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизме­нению данного системного образования;

- открытость - это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней сре­дой для обмена веществом, энергией и информацией;

- нелинейность - это наличие у системы множества ва­риантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздей­ствия извне;

- неравновесность - это качество системы, находящей­ся вдали от состояния равновесия;

- бифуркация (в переводе с латинского языка означает «раздвоение») - это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

- флуктуация (в переводе с латинского языка означает «ко­лебание») - это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы;

- диссипативные структуры (понятие введено И. Пригожиным) - это новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии;

- аттрактор (близко к понятию «цель») - это относи­тельно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» дви­жения (развития) системного объекта.

Роль принципов в данном подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления:

1. Практически все существующие системы являются не­линейными и открытыми. А следовательно, их функциони­рование и развитие строится на основе механизмов и про­цессов самоорганизации и саморазвития.

Для возникновения и протекания процессов самооргани­зации и саморазвития служат предпосылками: а) способ­ность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; б) достаточная удаленность системы от точ­ки равновесия; в) неравновесность системы, вследствие чего усиление флуктуации может привести к дезорганизации прежней структуры.

2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах са­моорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определенных условиях при­водят к разрушению сложных систем; с другой - он созида­телен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эво­люции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.

3. Для жизнедеятельности саморегулирующихся систем важное значение имеют не только устойчивость и необхо­димость, но и неустойчивость и случайность. «Процесс са­моорганизации, - отмечает Г.И. Рузавин, - происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя устойчивость, стабильность, равновесие представ­ляют собой необходимые условия для существования и функ­ционирования вполне определенной, конкретной системы, тем не менее, переход к новой системе и развитие в целом невозможны без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности. Новый порядок и динамическая структура возникают благодаря усилению флуктуации...»

4. Новое появляется в результате бифуркаций как эмерджентное и непредсказуемое, и в то же время новое «запрограммиро­вано» в виде спектра возможных путей развития, спектра отно­сительно устойчивых структур - аттракторов эволюции.

5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противо­речие с ее внутренним содержанием и логикой развертыва­ния ее внутренних процессов. Эффективное управление сис­темой возможно при осознании тенденций ее развития и осу­ществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гар­монично сопряжено) с внутренними свойствами системы. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния.

6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устой­чивости, который может препятствовать ее развитию или даже привести к эволюционному тупику.

Синергетический подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открыты­ми нелинейными самоорганизующимися системами (схема 11).

Схема 11. Синергетический подход.

Резюме по модульной единице 6:

Основными критериями результативности данной модульной единицы являются следующие: сформировать у слушателей научные представления о современных подходах и концепциях воспитания, системного видения процесса воспитания в высшем учебном заведении; теоретически и методически подготовить студентов к деятельности по совершенствованию и обновлению воспитательного процесса в своем учебном заведении.

Контрольные вопросы:

1. Как учитывается принцип комплексного подхода в воспитательном процессе?

2. В чем суть системного построения процесса воспитания?

3. Каковы особенности системно-ролевой теории формирования личности?

4. Сравните две концепции: воспитание как педагогический компонент социализации ребенка и формирование образа жизни, достойной Человека. В чем сходство и отличие?

5. Каковы критерии и показатели эффективности концепции педагогической поддержки ребенка и процесса его развития?

6. Концепция самовоспитание школьников опирается на основные понятия. Укажите их.

7. В чем состоит механизм воспитания на основе потребностей человека?

8. Каковы исходные положения деятельностного подхода в воспитании учащихся?

9. Какие правила осуществления воспитательной деятельности предусматривает философско-антропологический подход?

10. Какие методы и приемы построения процесса воспитания предлагает синергетический подход?