1.8 Воспитание на основе потребностей человека
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Сезонов.
Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:
1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.
2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.
4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.
6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Содержание воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие:
- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);
- формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);
- создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);
- обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);
- психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);
- воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).
Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;
в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;
2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;
4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;
5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Сезонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:
- самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;
- способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;
- знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
- признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);
- способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);
- чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);
- активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем,
оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
- признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;
- эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
- включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
- Система воспитательной работы
- Вопрос 1. Современные концепции воспитания
- 1.1 Системное построение процесса воспитания
- 1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
- 1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
- 1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека
- 1.5 Воспитание ребенка как человека культур
- 1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
- 1.7 Самовоспитание школьников
- 1.8 Воспитание на основе потребностей человека
- Вопрос 2. Современные подходы к воспитанию
- 2.1 Системный подход к построению воспитательного процесса в сельскохозяйственном вуЗе
- 2.2 Деятельностный подход в воспитании учащихся
- 2.3 Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
- 2.4 Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка
- 2.5 Синергетический подход как современная методологическая ориентация