Вопрос 9
К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настойчивом "Я сам" и "Я хочу". Стремясь быть как взрослый, ребенок хочет сам выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и так далее). Конечно, притязания детей непомерно превосходят их реальные возможности и удовлетворить все их невозможно. Однако недостаточный учет этой потребности в самостоятельности, а тем более прямое подавление ее может быть причиной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Именно в этот период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрямства и негативизма, направленные против взрослых, которые постоянно ухаживают за ним и опекают его. Иногда можно заметить, что ребенок как бы сам ищет поводы, где бы он мог противопоставить себя взрослым. Например, Митя (2 года 7 месяцев) подходит к плите и говорит сам себе: "Митя, плиту трогать нельзя!" и вслед за этим: "А я буду! А я буду!" (Обухова Л.Ф., 1995).
Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными симптомами, которые впервые описаны Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Л.С. Выготский обозначает их как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода.
-
Негативизм — отрицательная реакция и отказ от выполнения
определенных требований взрослых. Ее не следует путать с непослу
шанием, которое бывает и в более раннем возрасте.
-
Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая
заключается в настойчивом требовании его выполнения. Упрямство
не следует смешивать с настойчивостью, так как здесь на первом
плане требование считаться с личностью ребенка, признать его "Я".
-
Строптивость —реакция более генерализованная и безлич
ная, чем предыдущие. Это протест против порядков, которые суще
ствуют дома.
-
Своеволие — реакция эмансипации от взрослого, то есть
стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намере
ния, замысла и независимость от него.
-
Обесценивание взрослых — выражается в нередких заявлени
ях в адрес взрослого, что он "дурак" или "пьяница", и при этом
совершенно не важно то, что его родитель умница и совершенно
не пьет вино.
-
Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями,
которые приобретают черты протеста, своеобразной "войны" со
взрослыми.
-
Стремление к деспотизму — проявляется в желании властво
вать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается
множество способов. Наиболее часто встречается в семьях с един
ственным ребенком.
- Возрастная и педагогическая психология
- Вопрос 5 Понятие возраста. Возрастная периодизация л.С. Виготського
- Вопрос 7 Возрастная периодизация з.Фрейда, ж. Пиаже, е. Эриксона
- Вопрос 8
- Кризис 1 года
- Вопрос 9
- Кризис 3 лет
- Вопрос 11
- Кризис 7 лет
- Вопрос 12
- Вопрос 13 адаптации детей к школе
- Вопрос 14
- Вопрос 15 Развитие личности младшего школьника
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21
- Вопрос 22 Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
- Вопрос 23
- Теория проблемного обучения.
- Вопрос 24